Женщина перед иконой. Благославите ее, хранящую любовь и веру - стр. 22
В любви есть три стороны.
1. Умей отдавать.
Если ты любишь, то, как правило, готов отдать все, что у тебя есть. Но давать нужно уметь. Ведь не секрет, что часто мы отдаем не потому, будто действительно искренне любим человека – настоящей, самоотверженной, щедрой любовью, а потому, что в этот момент мы чувствуем свою значимость.
Несколько лет назад по телевидению прошел сериал о врачах «Я лечу». В одной из серий в больницу попадает мужчина, которого принимают за директора крупного банка. То один, то другой обращаются к нему с просьбами о помощи. «Банкир» никому не отказывает, решая вопросы звонком какому-нибудь Ивану Ивановичу или Сергею Николаевичу. На самом деле банкир – вовсе никакой не банкир. Он действительно работал в банке рядовым служащим, но потерял работу. Из-за переживаний попал в больницу. Когда его принимают за важную персону, он получает возможность показать себе самому и другим свою значительность. В конце концов студенты-интерны выводят его на чистую воду и он покидает больницу. Старшей медсестре, удивленной поспешным «выздоровлением» мужчины, они объясняют:
– Да он никакой не банкир!
Она же в сердцах бросает им:
– И что? И что? Он хороший человек! Он несчастный человек! Я давно это знала! А вы! Эх вы… доктора…
Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе.
2. Умей получать.
Кажется, что получать гораздо проще, чем отдавать. На самом деле, получать порой гораздо труднее. В любви нужно уметь получать. Особенно это касается тех случаев, когда получать приходится от человека, которого мы или не любим, или не уважаем. Это унизительно, оскорбительно тому, кто получает. Еще Сенека сказал, что «люди больше всего ненавидят тех, кому больше обязаны».
Вот почему давать и получать нужно уметь, а для этого необходимо, чтобы любовь того, кто дает, была искренней, безусловной, самозабвенной, а тот, кто получает, любил бы дающего и верил в его любовь.
3. Жертвенность.
Жертвенность – еще одна сторона любви. Причем не та жертвенность, когда человек, который любит другого, готов сделать для него все. «Нет, та жертвенность, о которой я говорю, – пишет Антоний Сурожский, – более строга, она относится к чему-то более внутреннему. Она заключается в том, что человек готов по любви к другому отойти в сторону. И это очень важно. Ведь порой бывает так между мужем и женой: они друг друга любят сильно, крепко, ласково, радостно, и один из них ревнует мужа или жену – не по отношению к кому-нибудь, который вот тут, теперь, может поставить под вопрос их любовь, а по отношению к прошлому. Например, отстраняются друзья или подруги детства, отталкиваются куда-то в глубь воспоминаний переживания прошлого. Тому, кто так безумно, неумно любит, хотелось бы, чтобы жизнь началась только с момента их встречи. А все то, что предшествует этой встрече, все богатство жизни, души, отношений кажется ему опасностью: что-то живет в душе любимого человека помимо него. Такой подход очень опасен: человек не может начать жить с дня, пусть и очень светлого, встречи с любимым, дорогим. Он должен жить с самого начала своей жизни. И любящий должен принять тайну прошлого как тайну и ее уберечь, ее сохранить, должен допустить, что в прошлом были такие отношения любимого человека, такие события жизни, к которым он не будет причастен, иначе как оберегающей, ласковой, почтительной любовью, И здесь начинается область, которую можно назвать областью веры: веры не только в Бога, а взаимной веры одного человека в другого»