Жемчужины русской поэзии - стр. 5
Нет, пожалуй, грамотного человека, не знающего знаменитых строк: «Как хороши, как свежи были розы…» Кто только не обыгрывал их в своих произведениях, в том числе, например, И.С. Тургенев. А автор этих бессмертных строк – Иван Мятлев – вел жизнь беспечного светского человека. Остроумный, скорый на эксцентрические шутки и розыгрыши, он создал себе репутацию шута. Будучи вхож во многие литературные салоны, Мятлев тесно общался с Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Лермонтовым. Большую часть его творчества составляют стихи «на случай», шуточные письма в стихах, каламбуры.
Великий русский писатель И.С. Тургенев в самом начале 1840-х годов обращался преимущественно к поэзии. Находясь под сильным влиянием Пушкина и Лермонтова, Иван Сергеевич создал несколько настоящих поэтических шедевров, например знаменитое «В дороге» – «Утро туманное, утро седое…», ставшее на века одним из лучших русских романсов.
От Пушкина через Лермонтова русская поэзия обратилась к внутренним чувствам и переживаниям человека, дала толчок психологической литературе, которая позднее разовьется в шедевры русской прозы конца XIX века.
Афанасий Фет особенно блестяще передавал тончайшие нюансы чувств, движения души, настроения. «Умение ловить неуловимое» отмечали в его творчестве критики. Он вошел в историю русской поэзии как яркий представитель «чистого искусства».
Одним из величайших поэтов-лириков справедливо считается и Федор Тютчев. Истинный масштаб его дарования открыл Н.А. Некрасов. С восхищением отзывались о его творчестве Иван Тургенев и Лев Толстой. А стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» вошло в золотой фонд отечественной поэзии.
Русская поэзия всегда была неотделима от общественно-политической жизни. «Поэт в России больше, чем поэт», – скажет наш современник Е. Евтушенко. В начале XIX века именно любовь к России заставила Рылеева произнести: «Я не Поэт, а Гражданин», а Некрасова – слегка поправить: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Совсем еще молодым человеком Н.А. Некрасов принял пушкинскую формулу: «Для сердца нужно верить». В качестве эпиграфа он предпослал ее впервые напечатанному в сборнике «Мечты и звуки» стихотворению «Незабвенная».
Еще в середине 1840-х годов поэт выступил от лица «рожденных для труда, страданья и оков», певцом крестьянской Руси. Едва ли не первым поэт-гражданин дал ничем не прикрашенное изображение жизни русского крестьянства. Однако Некрасову были тесны рамки лирических произведений. И он обращается к жанру поэм из народной жизни – «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».