Зерна судьбы - стр. 10
Саввино-Сторожевский монастырь, закрытый в 1919 году, был взят под охрану музейным отделом Наркомпроса как ансамбль памятников. Уникальный в своём роде, он бережно сохранялся и реставрировался музейными работниками и художниками-реставраторами до 1995 года, пока 9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом не был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождавшимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
К тому моменту, как пишут церковники, монастырь находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. По воспоминаниям архимандрита Саввы (Фатеева), работы по его восстановлению велись медленно. «Службы велись по музейному распорядку. Если повсеместно всенощная начиналась где-то в 5 часов вечера, то у нас – в 2. Потому что в 5 музей уже закрывался. Монахов не было. Был один трудник – даже не трудник, а просто охранник. Ситуация была плачевная, она не устраивала ни церковное начальство, ни самого тогдашнего наместника отца Иеронима.
В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы – основателя обители. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Ныне в обители 30 монахов. Восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
Наталья Петровна перевела дух, зачитывая нам из Википедии исторические факты жизни обители.
– Мы, как музейные работники, – произнесла Тамара Васильевна, представитель музея академии Тимирязева, – твёрдо знаем, что музей – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Как человек проводящий экскурсии, она авторитарным тоном продолжила, – Сначала понятие МУЗЕЙ обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также и здание, где располагаются экспонаты. С XIX века к этому присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев – специальные проекты для детей, подростков и взрослых.
– Что вы говорите?! – воскликнул Петр Фёдорович, представитель музея Глинки, – а мы и не знали!
Все захихикали и несколько оживились. Уже около часа продолжался наш путь, и кое-кто достал кофе и бутерброды.