Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 25
«Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, едина в женах благословенная чистая, приводится в храм законный жити во святых, и радуются с Нею Иоаким и Анна духом, и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его».
Стихира из службы Введения во храм Пресвятой Богородицы
В Божественном деле нашего спасения все было облечено в тайну, и эта тайна, сокровенная от века и от родов в Боге, благовествованием Святаго Духа была возвещена сначала на земле в Церкви Божией, а отсюда уже сделалась известной Началам и Властям небесным, явив собою многоразличную премудрость Божию. Ангелы и пророки в недоумении испытывали эту тайну, но не могли проникнуть в нее. Таким сокровенным характером запечатлено было и посвящение Марии на служение Богу при введении Ее во храм. Она – плод пламенных молитв и долгих ожиданий, Дитя некогда царственного рода – при достижении лишь трехлетнего возраста должна была по обету родителей оставить кров родной и на чужих руках жить при храме в подвигах молитвы и труда.
Ни естественная привязанность родительского сердца, ни страх, внушаемый слабостью возраста и пола, ни тяжесть собственного одиночества в летах глубокой старости – ничто не поколебало решимости Иоакима и Анны. Но что же это?
Есть ли только дар Богу от бесплодных родителей за отнятие «поношения бесчадства»? Благочестивая ли только твердость исполнения однажды данного и запечатленного клятвой обета или жертва Богу по примеру жертв праотцов? Нет. Это тайна, в которой Господь, «хотя сказати народам Свое спасение, Неискусобрачную ныне от человек прият, знамение примирения и обновления».
Но то, что предопределено было в предвечном совете Божества, не могло скоро совершиться на земле, которая в лице дочерей своих долго еще не представляла достойного чертога для воплощения Бога, и поэтому тайна соединения человека с Богом отлагалась в продолжение веков, до времен будущих. И вот наконец Бог избирает праведных Иоакима и Анну, и от них происходит та Жена, Которая достойна была принять и свято сохранить высочайшую таину воплощения Божия! Вхождением
Своим во внутреннее святилище Богоотроковица положила начало приведения к Богу всех других сынов и дочерей человеческих: «Совет Превечный Превечнаго Бога во исполнение грядет, предгрядущей Ей воспитатися во Святая святых – в жилище Слова».
Храм Иерусалимский, возобновленный после плена Вавилонского Зоровавелем, а потому называемый, в отличие от Соломонова, вторым, много уступал последнему и по размерам, и по великолепию. Те, кто помнил прежний храм, в этом втором не узнавали храма; по выражению пророка Аггея, он был перед ними