Здравствуй, душа!
1
Из лекции в Институте экстрасенсорной психологии. Февраль 2008 г.
2
Слова, корень которых «образ» или «ображение»: соображение, воображение, отображение, преображение (Господне или края, места, вещи). Лик – внешний вид, образ человека. Лик – образ святого в православии; Лик – то же, что икона; Лик – изображение лица святого на иконе; Лик – имя ряда мифологических персонажей; Лик святости – разряд категории православных святых, объединенных общими заслугами; Лики (множественное число) – радостные крики, ликование (материал из Википедии – свободной интернет-энциклопедии).
3
К числу первых сподвижников Хиллмана следует отнести Роберта Авенса, Вольфганга Гигериха, Адольфа Гуггенбюля-Крейга, Рафаэля ЛопесаПедрасу, Давида Миллера, позже Поля Куглера, Чарльза Боэра, Томаса Мура и др.
4
Личное сообщение М. Адамса. Статья на эту тему была опубликована Хиллманом в 1971 г. Рус. пер.: Хиллман Дж. Психология: монотеистическая или политеитическая // Новая Весна. № 1. М. 1999.
5
С не менее программным подзаголовком: «Наши сновидения – мосты, по которым душа соединяется с мифами». Kösel, Мюнхен, 1983.
6
Сегодня, в эпоху торжества телевизионных изображений – постоянных спутников нашей повседневной жизни, подобные теории рождают больше вопросов, чем ответов. Впрочем, образ, рожденный на экране телевизора, ни в коем случае нельзя смешивать с образом, рожденным в нашей душе, так как последнему необязательно быть визуальным – с не меньшим основанием можно говорить о поэтическом, музыкальном или математическом образе.
7
Тем самым данное мировоззрение резко противоречит дуализму – напр., дуализму Декарта, согласно которому тело и душа оказываются разделенными, так сказать, непреодолимой стеной. Джеймс Хиллман назвал эту концепцию «двойным проклятием нашего западного мифа», так как в результате стремление к совершенству становится исключительной прерогативой духа, обрекая материю на вечное прозябание в состоянии косности. При этом на полпути между тем и другим забывают третье – «душу», в которой и коренятся мифы, символы и архетипы.
8
Rafael Lopez – Pedraza: Hermes oder die Schule des Schwindelns – ein neuer Weg in der Psychotherapie, Schweizer Spiegel Verlag, Zürich, 1983.
9
Ср. Тематическое приложение к Спрингу: Working with images – The theoretical base of Archetypal Psychology. Spring/Woodstock, 2000. Данное приложение, выходящее под редакцией Бенджамина Селла, задумано в качестве первого выпуска в серии (планируется три таких выпуска) переизданий фундаментальных статей по архетипической психологии. В сборник включены также статьи Анри Корбена и Жильбера Дюрана.
10
Плотин различал движение души и телесное движение. Душа движется по кругу, она вращается, в то время как движение вперед характерно для тела. Приняв «телесное» в качестве природного, прямолинейного, непосредственного начала или подхода, можно увидеть, что встречное обучение души означает иной стиль рефлексии – стиль, в котором первичным оказывается обхождение, циркумамбуляция. Таким образом, «тело» у Фичино – это не нечто, отделенное от души в буквальном смысле. Скорее, Фичино имеет в виду отделение от природной и простой «поступательной» телесной точки зрения, которая лишь слегка касается циклических вечнотекущих устремлений души.
11
В частности, без него прекрасно обходилась и так называемая «советская психология». Последний раз в советское время этот термин встречается в «Психологическом словаре» (Варшава Б.Е., Выготский Л. С., 1931, с. 66).
12
В учении гностиков Страдающая Душа мира страдает в каждом человеке. Единственная возможность спасения для нее – это познать свое небесное происхождение и освободиться от уз материи. Царство Божье есть «выход из мук страданий тела» (Книга Фомы, 145). Христос представлен как эманация пантеистического Божества. «Иисус сказал: Я – свет, который на всех, Я – все: все вышло из Меня и все вернулось ко Мне. Разруби дерево: Я – там; подними камень, и ты найдешь Меня там» (Ев. от Фомы, 81).