Зарубежная литература эпохи Романтизма - стр. 4
Если классицисты выступали за приоритет норм и правил, то романтики провозглашают полную свободу художника, творческий произвол. Это проявилось в жанровой раскованности: ценилось творческое вдохновение, поэтическая индивидуальность, а не законы Никола Буало. Литературные произведения романтиков часто были фрагментарными, обрывочными, что должно было передавать идею текучести самой жизни.
Расцвет Романтизма приходится на I треть XIX века, но функционирует этот метод на протяжении всего столетия (в творчестве В. Гюго, Т. Шторма, Г. Бичер-Стоу и др.). Новые тенденции привносит декадентство XX в., элементы романтического стиля можно обнаружить в творчестве символиста В. Брюсова, А. Грина, раннего В. Маяковского.
Романтизм – это не только направление в искусстве, художественный метод, но также особое мировоззрение и целая культурная эпоха: ученые говорят о романтической философии, юриспруденции, живописи, музыке (см. приложение). Романтическое мировоззрение проникает даже в физику и медицину, что было связано с интересом к гипнозу и сверхчувственному.
2. С изменением в социальной сфере порождается и новое сознание, что было связано с ломкой прежних устоев: казнь короля Людовика XVI, эмиграция аристократии, отнятие земель у монастырей; все эти события создавали ощущение зыбкости жизни. Особый вопрос – отношение художников-романтиков к действительности. Условия жизни в Европе после Великой французской буржуазной революции не удовлетворяли требованиям о полной свободе личности. Люди разочаровались не только в результатах, но и в теоретических возможностях революции. Основа Романтизма – расхождение мечты и действительности. Можно выделить два способа неприятия действительности: 1) идеализация прошлого; 2) интерес к необычному, экзотическому, мистическому, таинственному.
Оба эти способа объединяет стремление романтиков создать свой мир: это может быть идеализированная старина (Новалис, Брентано); сказка (Гофман); экзотические острова и свободные герои (Байрон). Отсюда возникает один из принципов романтического искусства – отрицание жизнеподобного изображения действительности, стремление ее сломать, деформировать. Поэтому в произведениях романтиков часто присутствует фантастика.
В этой ситуации надежды возлагались на отдельную человеческую личность. Крупная, самостоятельная, она формирует мир вокруг себя. Вспомните, какая литературная группа тоже выдвигала на первый план личность. На рубеже веков возникает представление о человеке, близкое возрожденческому, когда личность и мир воспринимаются равными в своих возможностях. Романтизм – это своеобразный итог начавшегося в эпоху Возрождения гуманистического переворота, который поставил в центр мира человека – высочайшую ценность. Но романтики привнесли в понимание человека элемент трагизма (свобода не безгранична, в личности есть опасное эгоистическое начало).