Записки сухого математика - стр. 26
Город был практически уничтожен, в том числе и здание знаменитой галереи, в которой хранились шедевры мирового искусства. Советские военные, вошедшие в то, что осталось от Дрездена, смогли сохранить уцелевшие экспонаты. Они были отправлены в Москву, отреставрированы, а после возвращены Германии.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Динарий Кесаря» кисти Тициана сегодня поражают взгляд посетителей Дрезденской галереи. А ведь они могли бы быть уничтожены огнём или сгнить во влажных штольнях подземелий… Сложно представить, что эти шедевры были спасены неизвестным советским солдатом, фактически стали немецкими трофеями страны советов. В Москве они попали в руки лучших реставраторов. И именно поэтому многовековые полотна удалось сохранить.
Тринадцатое февраля для сотрудников Дрезденской галереи – особый день. Как и для всей Германии, день скорби и вместе с тем – радости. 70 лет назад американские бомбардировщики попытались стереть Дрезден с лица земли. И им это удалось. За несколько дней от авиаударов погибли по разным оценкам до половины мирных жителей Дрездена.
Была военная цель – по сути террористическая. Стереть город с лица земли, напугать немцев, а заодно показать Советскому Союзу, что будет с их городами, если что-то пойдет не по западным планам. Сегодня это Дрезден, а завтра может быть Москва, Свердловск, Ростов-на-Дону.
Бомбардировку Дрездена называют «бомбовым холокостом». Многие отечественные историки считают, что действия авиации союзников – военное преступление. Такую картину застали советские войска, войдя в город: Дрезден в руинах. Казалось бы, в такой разрухе не до полотен Рафаэля.
Когда советская армия вошла в город, перед военными была поставлена такая культурная задача: найти, отыскать и спасти шедевры живописи. Полотна чудом сохранились во время авиаударов – их успели вывезти до разрушения всех мостов Дрездена. И еще большее чудо: в сырых подвалах без всякой охраны находилось больше тысячи полотен, самые дорогие экспонаты Дрезденской галереи. В годовщину бомбёжек искусствоведы отмечают спасение мировых шедевров от гибели
Для немцев вывоз в Москву 1200 картин был подобен смерти. На протяжении 10 лет никто в Германии не знал, что произошло с этими работами. Все эти годы лучшие советские реставраторы восстанавливали пострадавшие от влаги, копоти и дыма картины. После чего выставили в Москве – в музее имени Пушкина. А потом – без всяких условий передали все полотна в Дрезден. Возвращение полотен из Москвы страны-победителя в побежденную Германию – явление беспрецедентное. До сих пор неизвестно, сколько шедевров все же утеряно в результате авиаударов по городу. Как и человеческие жертвы, потери произведений искусства так никто и не посчитал.