Записки профайлера. Искусство менталиста - стр. 7
Возможно, больше всего эмблемы путают с выражением эмоций, потому что выражение эмоций может изменяться и трансформироваться в эмблемы.
Эмблематическое выражение эмоций напоминает настоящее выражение эмоций, но способ демонстрации существенно отличается (чтобы тот, кто наблюдает, понимал, что тот, кто демонстрирует эмблему, подобных чувств в данный момент не испытывает; он просто их обозначает). Трансформация выражения эмоций в эмблематическое выражение проявляется как изменение во внешности (в том, как задействованы мышцы и насколько долго это длится).
Эмблема может длиться меньше или больше по времени по сравнению с обычным способом выражения эмоций, также она обычно имеет стилизованную форму (при этом мышцы или меньше задействованы, или работают активнее, чем при выражении эмоции). В общем, человек симулирует эмоции, когда не хочет, чтобы другой догадался о его истинных чувствах. Если делать это мастерски, то все будет очень похоже на настоящие чувства, а эмблематическое выражение эмоций – это стилизованная версия их выражения, использующаяся для того, чтобы обозначить эмоцию или указать на нее, но при этом ясно дать понять, что человек эту эмоцию в данный момент не испытывает. Эмблематическое выражение эмоций внешне значительно отличается и от реального выражения эмоций, и от симуляции.
Гендерные различия в распознавании эмоций
Женщины в целом лучше определяют эмоции по выражению лица и интонациям голоса. При этом, мужчины лучше понимают эмоциональное состояние человека по его позе и жестам.
Наиболее существенные гендерные различия наблюдаются в определении эмоций по голосу (Латушкина Е. В., 2006).
В целом женщины достоверно лучше распознают базовые эмоции по интонации голоса в сравнении с мужчинами.
Мужчины делают в 2 раза больше ошибок в интерпретации эмоции радости по голосу, но при этом лучше определяют эмоции гнева и страха.
Женщины правильно определяют эмоции по интонации в следующей последовательности (от лучшего определения к худшему): удивление – радость – страх – печаль – гнев – отвращение – презрение.
Мужчины правильно определяют эмоции по интонации в такой последовательности (от лучшего к худшему): удивление – страх – гнев – радость – печаль – отвращение – презрение.
При этом у женщин правильность определения эмоций в интонациях мужского голоса существенно увеличивается (в среднем на 10—20%), а у мужчин при прослушивании женского голоса – снижается (в среднем на 20%). Т.е. можно сказать, что женщинам по голосу проще понять мужчин, а мужчинам проще понять друг друга, чем женщин