Записки княгини Дашковой - стр. 8
Далее, в 1885г., Семён Маркович печатает большую статью «О реформе еврейского школьного воспитания», где автор трактует о еврейском вопросе со стороны религиозной, правовой и воспитательной. В этом отношении Дубнов стоит всецело за упразднение хедера и за такую организацию первоначальной школы, которая соответствует современным педагогическим и социальным требованиям (52).
С 1890г. Дубнов жил в Одессе и собирал материалы по истории русских евреев. С этой целью
Он обратился к еврейскому обществу о необходимости собрать документы, древние еврейские рукописи и книги. Приобретались редкие экземпляры текстов, копии разных исторических актов, хранящихся в разных библиотеках и т. п.
В Одессе он, в 1898—1901г.г., написал «Учебник еврейской истории», а в 1901г. – 1-ый том «Всеобщей истории евреев», который издавался в 1903—1905г.г. приложением к журналу «Восход».
Дубнов писал о своей работе «Об изучении истории евреев»: «Работа наша будет происходить на почве прошедшего, но жатва ее всецело будет принадлежать настоящему и будущему».
Он был членом Одесского отделения
«Общества распространения просвещения между евреями в России». В 1906г. переехал в С.-Петербург. Погиб от рук немецких фашистов в 1941г. в Риге.
Политическая атмосфера в западной части Европы, в XVII веке, инициировала появление новых законов во Франции, Великобритании, Нидерландах, особенно, в Германии, открывших перед евреями двери в европейское сообщество. Этот процесс восприятия, освоения и интеграции в европейскую культуру был назван «Хаскала» (просвещение, интеллект, здравый смысл). Началось движение за религиозную реформу, целью которой стала трансформация иудаизма в формы XIX века.
Реформа провозгласила разрыв с догмой в религии и призвала к просвещению среди евреев. (Отсюда маскил – просвещенный и маскилим просвещенные). Сторонники Хаскалы призывали выйти из духовного гетто к свету европейской учености с целью улучшения положения еврейского народа.
Как пишет Пол Джонсон в «Истории евреев»:
«Просвещенные евреи стыдились своих традиционных богослужений, отягощенных прошлым, отсутствием интеллектуального содержания, шумного и авторитарного способа, каким молились ортодоксальные евреи».
Зародившееся в Нидерландах и Англии, это движение перешло во Францию, а оттуда в XVIII веке в Германию, в которой инициатором распространения просвещения среди евреев были Моисей Мендельсон и его друг и соратник Нафтали Герц Вессели (Вейзель, 1725—1805). Печатным изданием, служившим органом распространения идей Хаскалы, была газета «Хамеассеф» («Собиратель»). Издавалась она с 1783г. по 1811г. на древнееврейском языке. Мендельсон входил в состав редакции газеты.