Записи - стр. 15
Я так чувствую в самолюбии, съедающем души, разрушающем семьи, губящем всякое общее дело, настоящее дыхание диавола. Для христианина было бы достаточно слов апостольских «почему бы вам лучше не оставаться обиженными» (1 Кор. 6, 7); но хитрый человеческий ум сейчас же находит лазейку, что, мол, он горячится не о себе, а о справедливости, и т. д. Вообще, как трудно Богу с людьми, как упорно они строят ад, как не хотят они света и блаженства. Чем больше живешь, тем убедительнее видишь, как силен сатана.
Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам – в его душу входит светлая целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердный наоборот – он сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей.
Зло не есть дурная привычка, неправильная установка души, – оно есть точно наитие диавольской силы. Особенно ясно это в переживании чувства злобы.
«Не собирайте… не заботьтесь» (Мф. 6, 19–34) – почему?
1) Земные сокровища тленны.
2) Они бесполезны – «жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения».
3) Они требуют забот и хлопот и потому вредны даже с мирской точки зрения.
4) Они пленяют наше сердце: «где сокровище ваше, там и сердце ваше».
5) Заботы и волнения о них безбожны, т. к. предполагают отсутствие Промысла: притча о богаче.
6) Они ослабляют нас – «смотрите, не отягчайте себя объядением, пьянством и заботами житейскими».
7) Они утверждают обратную перспективу – «ищите прежде Царства Божия и правды Его».
8) Они определяют нашу земную и посмертную судьбу.
«Дела плоти известны – идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси…» Что общего с плотью в этих грехах? – Особое состояние в теле, томления, напряжения, волнения крови. Закон Джемса Ланге многое здесь объясняет. Огромно значение также телесных процессов во всех наших душевных переживаниях – в грехе и в молитве.
«Mania grandiosa» неизбежно вырастает из замкнутости в себе. Гаснут кругом все масштабы, и «я», распускаясь и увеличиваясь, вырастает до пределов сумасшествия.
Для мудрости необходимо приготовить свою душу к принятию «насаждаемого слова» – в молчании, кротости, собранности и чистоте.
Противное этому – распущенность языка (вместо молчания и слушания), распоясанная эмоциональность («скор на грех»), нечистота, злоба, отсутствие глубины, забывчивость.