Размер шрифта
-
+

Записи - стр. 11

О женщине сказано – «немощный сосуд» – Infirmior vasa. Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

* * *

«Не приидет Царствие Божие с соблюдением – се бо, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20). Не то же ли самое можно сказать о геенне огненной? Не настал ли уже ад и теперь для многих людей.

* * *

Жить надо не «слегка», а с возможной напряженностью всех сил: и физических и духовных. Тратя максимум сил, мы не «истощаем» себя, а умножаем источники сил.

* * *

Женщину, «имевшую духа немощи», по словам Христа, «связал сатана». Здесь указывается еще один источник болезни – диавол. Вот что можно ответить тем, кто говорит (и я в том числе), что надо радоваться болезням, как всякому несчастью, и не надо просить об исцелении.

Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно.

* * *

В том, как избегают люди одиночества, мне видится скрытый страх смерти.

* * *

Читаю сейчас Исаака Сирина, и очень он мне пришелся по сердцу. Я давно хотел почитать его, но считал, что это чтение для самых совершенных. Оказалось, что у него много мудрых советов и для начинающих, каковыми мы останемся, вероятно, до самой смерти.

* * *

Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, т. к. все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще не сказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Только в свете любви разум принимает видимые абсурды веры.

* * *

Почему трудна вера? До грехопадения люди знали; грех скрыл от них Бога и вера есть преодоление этой пелены греха между ними и Богом.

* * *

Очищение от греха приводит от веры к знанию.

* * *

Сребролюбие, казалось бы, грех второстепенный: на самом деле это грех чрезвычайной важности – в нем одновременно фактическое отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим стихиям. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость. Преодоление его есть частичное преодоление всех этих видов греха.

Страница 11