Размер шрифта
-
+

Западная социология: современные парадигмы. Антология - стр. 78

Основные работы: «Капитализм и современная социальная теория: анализ работ Маркса, Дюркгейма, Вебера» (1971); «Политика и социология в учении Макса Вебера» (1972); «Классовая структура развитых обществ» (1973); «Эмиль Дюркгейм» (1978); «Политика, социология и социальная теория: встреча с классической и современной социальной мыслью» (1982); «Конституирование общества: основные принципы теории структурации» (1986), «Социальная теория и современная социология» (1991); «Последствие модернизма» (1991); «Новые правила социологического метода: позитивная критика понимающей социологии» (1993); «Влево или вправо: будущее радикальной политики» (1995); «Третий путь и его критика», «Третий путь: обновление социальной демократии» и «Глобальные споры о Третьем пути» (2001); «На грани: жизнь и глобальный капитализм» (2001); «Неудержимый мир: как глобализация меняет нашу жизнь» (2002); «Куда теперь новой рабочей силе?» (2002).

В предлагаемом тексте Э. Гидденсом рассматриваются основные элементы теории структурации, ключевым моментом которых является субъект, конструирующий социальную реальность в новых условиях постиндустриального общества.

Гидденс Энтони. Элементы теории структурации[6]

Для пояснения основных понятий теории структурации удобно начать с разногласий, существующих, с одной стороны, между функционализмом (включая теорию систем) и структурализмом, а с другой – между герменевтикой и различными формами «интерпретативной» социологии. Функционализм и структурализм – направления, имеющие, несмотря на очевидные различия, некоторое сходство. Оба они исходят из натуралистических позиций и склонны к объективизму. Функционалистская мысль, начиная с Конта, опиралась на биологию как науку, наиболее приемлемую в качестве модели для социальных наук. Биология указала способ концептуализации структуры, функционирования социальных систем и анализа процессов эволюции через механизмы адаптации. Структуралистская мысль (что особенно проявилось в работах Леви-Стросса) отрицала идею эволюции и биологические аналогии. Гомологичность социальных и естественных наук здесь – прежде всего когнитивного плана, поскольку предполагается, что в каждой из них выражаются сходные черты общей структуры сознания. И структурализм, и функционализм особо подчеркивают преобладание социального целого над его индивидуальными частями (т. е. составляющими его актерами, социальными субъектами).

В герменевтических традициях социальные и естественные науки считаются радикально различными. Герменевтика стала пристанищем того «гуманизма», против которого настойчиво протестовали структуралисты. В герменевтической мысли, в том виде, в каком она представлена Дильтеем, разрыв между субъектом и социальным объектом максимален. Субъективность – это изначальный центр опыта культуры и истории, и в качестве такового служит основой социальных или гуманитарных наук. За пределами субъективного опыта, и чуждый ему, находится материальный мир, управляемый безличностными отношениями причины и следствия. В то время как для школ и направлений, которые тяготеют к натурализму, субъективность представляла собой некую загадку или даже остаточное явление, для герменевтики скрытым является как раз мир природы, который, в отличие от человеческой деятельности, можно понять только со стороны. В интерпретативной социологии приоритет в объяснении человеческого поведения отдается действию и значению: структурные концепции не особенно развиты, как и тема принуждения в целом. Для структурализма и функционализма, наоборот, структура (в различных смыслах, в зависимости от концепции) имеет приоритет над действием и акцентируются именно принуждающие качества структур.

Страница 78