Занимательные истории из жизни Романовых - стр. 6
По распоряжению Алексея Михайловича в Коломенском, возле царского дворца, был сооружен специальный ящик продолговатой формы, куда любой человек мог опустить свою жалобу. Этот способ связи с дворцом был не очень эффективным: жалоб было много, и разбирательство по ним затягивалось надолго. Отсюда возникла поговорка: «Положить дело в долгий ящик».
Однажды Алексей Михайлович отправил боярина с поручением к королю одной европейской державы. Оказалось, что король болен и не может принять московского посланника. Так прошел день, неделя, другая… Ответ все тот же: «Болен, принять не может». Потеряв терпение, боярин объявил, что уезжает в Москву, где доложит царю, как его приняли. Из королевского дворца последовал ответ, что король примет посланника, но по причине болезни монарх останется в постели.
– Хорошо, – ответил боярин, – но тогда поставьте и мне кровать рядом, потому как мне, посланнику русского царя, не подобает быть на ногах, когда король лежит.
Петр I Алексеевич
(1672–1725)
царствовал с 1682 г
В числе дворян, отправленных Петром за границу обучаться морским наукам, был некто Спафириев, за которым неотступно следовал дядька-калмык, человек умный и способный.
В Петербурге, по возвращении, был устроен экзамен. Спафириев почти ни на один вопрос не ответил, а что и знал – только по подсказкам дядьки, стоявшего за спиной.
Петр заметил все это и подозвал к себе калмыка.
– Зачем ты здесь?
– Да вот, чтобы помочь своему господину, если тот ошибется.
– Да разве ты что разумеешь?
Тот ответил, каким образом он узнал науки. Царь проэкзаменовал его и остался доволен. И тут же записал дядьку-калмыка мичманом во флот. Барина же под его команду простым матросом.
Петр I долго и упорно боролся с раскольниками и в конце концов пришел к выводу, что никаким образом нельзя примирить их с господствующей церковью. Тогда он распорядился, чтоб раскольники носили на спине своих армяков и кафтанов двухцветный продолговатый четырехугольник из красного и желтого сукна. Он надеялся, что такая мера сломит все же их упорство. Но этого не случилось: раскольники безропотно носили свой красно-желтый знак, но от веры праотцев не отступали. Через несколько лет после этого Петр встретил на Петербургской бирже среди русских и иноземных негоциантов несколько купцов с красно-желтым четырехугольником.
– Что эти раскольники, честные люди или нет? – спросил Петр у нескольких знакомых ему купцов.
– Честные, государь, – отвечали все как один.
– Можно им верить?
– Можно, государь.
– Хорошо, – заключил Петр. – Если они таковы, то пусть веруют, во что хотят. И если их нельзя отвлечь от суеверия рассудком, то, конечно, здесь ни огонь, ни меч помочь не в силах, а мучениками за глупость они быть не заслуживают, да и государству от того не будет никакой пользы.