Размер шрифта
-
+

Занимательная Греция. Капитолийская волчица (сборник) - стр. 81

, -клит- – слава

– ксен- – гость

– ник- – побеждать, победитель

– страт- – войско

– фил- – любить


Преимущественно в начале имени встречаются корни:


алк- – сила

алекс- – защита

ант(и)- – вместо, против

арист- – лучший

(г)иер- – святой, священный

ев-, эв- – хороший

еври-, эври- – широкий

исо- – равный

ифи- – сильный

калли- – красивый

ксанф-, ксант- – рыжий

левк- – белый

лик- – светлый или волчий

лиси- – прекращать, разрушать

метро- – мать, материнский

нео- – новый, молодой

патро- – отец, отцовский

пери- – со всех сторон

пиф- – убеждать

поли- – много

пракс- – дело

прот – – первый

тим- – почесть

фраси- – храбрый

хрис- – золотой

эпи- – после


Кроме того, многие имена бывают производными от имен богов: аполло-, афино-, гермо-, геро-, гераклео-… Кончаются они обычно на – дор, – дот(что значит «дар») или – ген (что значит «рождение», «рожденный»). Зено-и Дио- одинаково значат «Зевсов», а фео- (или тео) – «божий» вообще.

Окончания имен обычно такие:


– анф, – ант – цвести

– бул – советовать

– ген, – гон – рожденный

– дор, – дот – дар

– дам(ант) – укротитель

– крат – власть

– лай – народ

– мах – борьба, война

– мед – мысль, забота

– сфен – сила

– фан – явленный, видный

– фрон – разумный


Теперь, кто хочет, пусть проверит себя: что значит Филодем? Каллиник? Протагор? Ификрат? Диоген? Ари-стипп? Андромаха? Поликсена? Как назвать по-гречески «дар Зевса»? «рыжую лошадь»? «отцовскую славу»? «убедительную речь»? «начальника мысли»? «прекратителя войны»?

Вот теперь, может быть, вам будет легче помнить такие имена.

Часть третья

Греко-персидские войны,

или Закон борется с самовластием

Павшие в Фермопилах, —

Славна их участь, красен их жребий:

Курган их – алтарь, возлиянье – память,

скорбь о них – хвала,

И таких похорон

Не затмит всеукрощающее время.

Здесь свято место, где прах храбрецов,

А печется о нем

Добрая молва по всей Элладе.

И свидетель тому – спартанский Леонид,

Чей след на земле —

Вечная краса доблести и славы…

Симонид

Четыре края света

Греция – маленькая страна. От Афин до Пирея – два часа ходьбы; в Коринфе поперек перешейка – тоже два часа ходьбы, корабли здесь перетаскивали волоком из моря в море. От Афин до Коринфа – два дня пешего пути, от Афин до Фив – побольше, потому что на пути – горы. Греция – гористая страна: в середине – горы, по краям – морские заливы, с гор в море текут маленькие речки, вокруг каждой – маленькая долина, а в ней – маленькое государство. Холм с храмом огорожен стеною и считается городом, вокруг вдоль речки – пашни, а на склонах гор – пастбища. Если нападают враги, то все население долины собирается в городские стены и оттуда отбивается. Греки так привыкли к такому житью, что не хотели объединяться в более крупные государства. Только Афинам удалось объединить Аттику; но и то все еще помнили, как и Элевсин был отдельным государством, и Марафон был отдельным государством. Соседняя Беотия была равнинным местом – одним из немногих в Греции: поэтому здесь было так много сражений, ее называли «танцплощадка войны». Но и здесь города не хотели объединяться: не было государства Беотии, был Беотийский союз восьми городов вокруг города Фив. Река Асоп на южной окраине Беотии – «камышовая», «льющаяся по лугам», – неширокая и неглубокая, в засуху ее можно перейти вброд. Но греки считали ее второй по величине в Греции (первой был Ахелой в западных землях), а о ее боге Асопе рассказывали, будто он боролся с самим Зевсом, был поражен молнией, и после этого до сих пор в его волнах находят обгорелые каменные глыбы.

Страница 81