Размер шрифта
-
+

Занимательная философия

1

Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

2

Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн.1, «Зенон».

3

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. – Диодор Сицилийский, X, 10, 1.

4

Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48.

5

См. видеозапись телепрограммы «Культурная революция. Могут ли молодые управлять страной?» 13 янв. 2006 г. (телеканал «Культура»).

6

Этот абзац – цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12.

7

См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104.

8

«Parerga und Paralipomena» – А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).

9

Вот свидетельство специалиста: “… если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40 % ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости”

10

Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212.

11

Холизм (холос – целое) – концепция, утверждающая примат целого над частями.

12

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101.

13

Материал взят из Интернета: http://psi.lib.rU//filosof/bosel.htm

15

Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7–9.

16

См.: Гулыга А. Кант. М., 1977. С. 128.

17

Цит. по: Гулыга А. Кант. М., 1977. С. 128.

18

Сравн.: “Педант, плавая, едва не утонул, и дал зарок не входить в воду, пока не научится хорошо плавать” (Филогелос).

19

«Общераспространенный предрассудок полагает, что философская наука имеет дело лишь с абстракциями, с пустыми общностями, а созерцание, наше эмпирическое самосознание, наше чувство своего “я”, чувство жизни, есть, напротив, внутри себя конкретное, внутри себя определенное, богатое. И в самом деле, философия пребывает в области мысли, и она поэтому имеет дело с общностями; но хотя ее содержание абстрактно, оно, однако, таково лишь по форме, по своему элементу; сама же по себе идея существенно конкретна, ибо она есть единство различных определений. В этом и состоит отличие разумного от чисто рассудочного познания; и задача философии заключается в том, чтобы вопреки рассудку показать, что истинное, идея, не состоит в пустых общностях, а в некоем всеобщем, которое само в себе есть особенное, определенное. Если истина абстрактна, то она – не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному; лишь рассудочная рефлексия есть абстрактная теория, она не истина – она правильна лишь в голове – и, между прочим, также и не практична; философия же наиболее враждебна абстрактному и ведет нас обратно к конкретному». – «Лекции по истории философии». СПб., 1994, кн. 1, с. 89.

20

«Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим» – Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911. (ПСС, т. 45, с. 402).

Еще он придумал афоризм, который льет воду на мельницу такой позиции: «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Чем хуже ты о себе думаешь, тем больше ты человек. Нелепая и опасная позиция.

К сожалению, Л. Толстой был не одинок в подобном самооплевывании. Американский психолог У. Джемс вывел почти такую же формулу. Согласно ей самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой составляют его реальные достижения. а знаменатель – его амбиции и притязания.

21

Рисунок в тексте заимствован из книги: Золотухина-

Аболина Е.В. Страна Философия (книга для школьников и студентов). – Ростов-на-Дону, 1995.

22

См. об этом: Балашов Л.Е… Этика. М., 2010. (п. “Здоровье человека“).

23

Прокруст («вытягиватель») – прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее – обрубал ему ноги. В переносном смысле «прокрустово ложе» – заранее определенные рамки, в которые стараются уложить людей, факты, события и т. д.

24

Этот текст – фрагмент моей книги «Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). См. электронный текст книги на Гугл-Диске:

https://drive.google.eom/file/d/0B9TsHYs7yex9SGttcnZ6bm44dU0/

view?usp=sharing

25

Выражение категорий в языке.

1. Категории прежде всего выражаются в структуре языка, в членораздельной речи. Грамматические части речи – пусть весьма приблизительно и упрощенно – выражают основные категории мышления. Имя существительное – материю, тело, вещь, организм, существо. Имя прилагательное – качество. Имя числительное – количество. Глагол – движение, действие, деятельность.

Особое место в структуре языка занимают местоимения и местоименные наречия. Они являются своеобразными языковыми эквивалентами-заместителями категорий. Можно составить такую таблицу (см. ниже).

26

Перевод С.Маршака – см.: С.Я.Маршак. Собр. соч. в 8 томах, М., 1968–1970, т. 3, с. 678

27

См.: Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972. С. 12.

28

См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 109.

29

Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М.,1968. С. 641–642.

30

Ньютон. Письмо к Гуку. Цит. по: Володин В. И тогда возникла мысль. М., 1980. С. 60.

31

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497–498.

32

Там же. С. 504.

33

Аристотель. Соч. в 4-хтт. Т. 1, М., 1976. С. 70 («Метафизика», 983а 23–33).

34

Там же. С. 146 («Метафизика», 1013а 24-1013b 1).

Страница notes