Размер шрифта
-
+

Занимательная философия - стр. 44

Сам стиль речей главного героя книги абсолютно нефилософский. Он не аргументирует, не рассуждает, не анализирует, не убеждает, а изрекает, поучает как пророк, как человек, владеющий абсолютной истиной. Христианской вере в Бога Ницше противопоставляет опять же веру, свою веру в Сверхчеловека. Чем она лучше?.. Как говорится, хрен редьки не слаще.

Однако, всё же есть разница. Если христианская вера апробирована тысячелетиями жизни-опыта миллионов людей, то вера в Сверхчеловека держится только на словах Ницше. И более того, она была своеобразно апробирована его последователями в гитлеровской Германии и эта апробация показала всю губительность ницшеанской веры в нового Мессию.


В указанном фрагменте особое внимание обращают на себя такие две фразы Ф.Ницше:

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью».

«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

Посмотрите: человек для него не цель сама по себе, а только канат над пропастью, только мост, только переход и гибель, т. е. только средство. Это прямо противоположно тому, чему учит гуманистическая философия и чему учил, как я уже говорил раньше, И. Кант: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Представьте себе, миллионы людей, миллионы мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин живут только для того, чтобы служить какому-то сверхчеловеку канатом над пропастью, мостом… И в страшном сне не приснится такое нормальному человеку. Поистине только экзальтированное воображение не совсем здорового человека может нарисовать подобную картину.


Егор Бобров в ЖЖ комментирует:

Вы перешли от положительного описания идеи сверхчеловека к отрицательным “последствиям” словами “по природе своей должен”. Я не сторонник каких-либо идей, но философия, хоть и является чистой теорией, тоже должна иметь прочные причинно-следственные связи. Нет никаких жёстких ограничений, заставляющих человека, скажем, совершившего скачок в развитии, умственном или физическом, управлять остальными. Аналогия с группами животных, где самый сильный становится вожаком, в случае с людьми неуместна. Да и на практике подобное не происходит.

Я ответил:

Вы ломитесь в открытую дверь. Читайте внимательнее. Я и не отрицал право человека быть лидером, руководителем и т. п. Я отрицаю его “право” возноситься над людьми вообще, считать себя сверхчеловеком, т. е. чуть ли не Богом. Человек, мнящий себя сверхчеловеком, тем самым выводит себя из состава человечества, т. е. он вроде как бы уже и не человек, а бог или… сказочный злодей. Такому, мнящему себя сверхчеловеком, законы человеческого общежития не указ. Такова логика идеи сверхчеловека.

Страница 44