Занимательная философия - стр. 38
Абстрактное и конкретное
Абстрактное может быть со знаком плюс, а может быть со знаком минус.
Об абстрактном со знаком минус писал Гегель в статье «Кто мыслит абстрактно?» (см. выше).
Или в беседе со студентом я привел пример с правилом уступать место пожилым в транспорте. Это правило, как всякое другое правило, имеет исключения. Между тем, молодые люди нередко пытаются уступить место пожилому человеку без всякого анализа ситуации, автоматически (просто вскакивают с места и предлагают пожилому сесть). Это тот случай, когда они мыслят абстрактно в плохом смысле: вот есть правило и надо его применить. Между тем пожилые люди разные. Есть вполне крепкие, не нуждающиеся в том, чтобы им уступали место. Более того, такие пожилые люди бывают недовольны тем, что им уступают место. Ведь такая «забота», как медвежья услуга, лишний раз напоминает пожилому человеку о его возрасте, о том, что он вроде бы уже немощен, нуждается в помощи и опеке.
Абстрактное со знаком плюс. Иной раз предмет нужно рассматривать абстрактно, безотносительно к конкретной ситуации, в частности, безотносительно к субъекту. Пример: поведение Буратино в известной сказке А.Н.Толстого:
«Мальвина – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врете, ни одного…
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, – так здорово подумал.
– Два…
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка».
Абстрагирование, отвлечение, если оно по делу и в меру, – важная мыслительная процедура.
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга.
Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. – Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это – вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл…