Размер шрифта
-
+

Занимательная этика - стр. 29

Оно, однако, миновало, а он не вернулся в указанный срок.

Дамона отвели на площадь, и палач уже поднял секиру, когда, задыхаясь от бега, к плахе примчался осужденный.

Народ, собравшийся к лобному месту, потребовал прощения смертнику и Дионисий II не только помиловал его, но и попросил столь верных друг другу людей стать его друзьями.



Финтий и Дамон отказались. “Дружба – дар богов”, – считали древние (Г. Серебрякова. Предшествие).

Золотое правило поведения (нравственности)

В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе" (отрицательная формулировка) и "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем – будут обращаться с ним по принципу "око за око, зуб за зуб".

Оже ти собе не любо, то того и другу не твори.

Дьяк Иоанн. Изборник 1073 г.

Это первое письменное упоминание на русском языке золотого правила поведения в его отрицательной формулировке («Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»).

Древние о золотом правиле

Золотое правило известно людям с незапамятных времен. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности древневавилонском сказании об Акихаре. Престарелый визирь обращается к своему племяннику с наставлением: “Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать своим товарищам"[16].

Золотое правило приписывается двум из семи греческих мудрецов, – Питтаку и Фалесу (VII–VI в.в. до н. э.). Питтак: "Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам"[17].

На вопрос: "Каким образом нам прожить наилучше и наисправедливее?" Фалес ответил: "Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других"[18]. Известно и такое изречение Фалеса: "Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей"[19]. (Сравн. с знаменитой библейской заповедью: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле" – Исход, 20,12).

У Конфуция (VI–V вв. до н. э.) золотое правило – основа поведения. Разъясняя ученику смысл человечности ("жэнь"), он говорит: "Не делай человеку того, чего не желаешь себе" (Луньюй, 12, 2)[20].

Примерно в это же время Будда сказал:

“Не причиняй другому боли способом, который для тебя будет болезненным”.

В древнеиндийской "Махабхарате" (V в. до н. э.) легендарный мудрец Бхишма дает перед смертью наставления: "Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям.

Страница 29