Размер шрифта
-
+

Заметки о сценарном мастерстве. Часть 2 - стр. 24

И это перестает быть целью жизни, а становится рутиной, процессом. Нужно искать другую цель. Меняемся мы – меняются наши цели.

Много лет моей заявленной целью жизни было изменение роли сценариста в процессе кинопроизводства в России. Цель эта не то чтобы плохая, но не очень измеримая. Какова сейчас роль сценариста? Сколько в процентах? А десять лет назад было сколько? Мне кажется, я со своими друзьями, учениками и командой сделали в этом смысле все, что возможно. Мы сделали «Кино без пленки». Мы сделали «Сценарный цех». Мы сделали мастерскую, через которую проходят около ста пятидесяти человек в год. Мне кажется, в том, как изменились отношения сценаристов и продюсеров в последние годы, есть и мои пять копеек. Чего стоил один «Черный список», который изначально все называли «Список Молчанова» и я как уж на сковородке вертелся, упрашивая всех перестать этот список так называть. В общем, эту цель я считаю для себя закрытой. Роль сценариста в процессе действительно изменилась за последние десять лет. Не видеть этого – значит, не замечать очевидного.

Моя новая цель – создание универсальной системы повышения продуктивности для сценаристов и писателей. Часть этой системы – это мои книги, мои лекции, и мастерская – все, чему я учу. Это не только школа, но и лаборатория – изучение, исследование творческого процесса. Нет задачи упаковать эти систему в «систему» (ага, а еще непременно назвать своим именем, по примеру Станиславского:), выявить 10 правил или 20 принципов. Она должна быть максимально гибкой, а значит, она будет довольно сложной. Возможно, никто кроме меня не будет понимать, что система сложилась. Но когда она сложится – я буду это знать.


***


Многие работники сценария знают, какого огромного напряжения всего существа требовало от них простое дело: вместо схематичного названия действующих лиц – девушка, вор, молодой человек, портной, красноармеец – дать впервые своему герою имя и фамилию. Ответственно, беспокойно, тревожно стояла на бумаге эта появившаяся перед глазами фамилия человека, которому принадлежит долгая жизнь сценарного замысла. Эта мелкая и несерьезная на первый взгляд минута оказывалась решающей. Вслед за ответственностью перед именем автор открывал доступ в свое сознание другим несравненно сложнейшим ответственностям: ответственностью перед образом, ответственности перед действительностью.

К Виноградская.


***

Мудак-сценарист для меня в первую очередь сценарист и лишь во вторую – мудак.

***


Любой ли человек может достичь любых результатов? Ответов два и оба они предельны:

Страница 24