Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 88

Начиная с XI века, учение суфиев, зародившееся в Хорасане как аскетическое и мистическое течение ислама, получает широкое распространение. Оно вырастает из учения интеллектуальной элиты и становится подлинно народным движением. С этого времени появляются первые суфийские братства (тарикаты) во главе с учителями (шейхами).


В своих сочинениях аль-Газали заложил основу для признания суфизма со стороны суннитов – представителей традиционного ислама, показав, что все различия между этими учениями несущественны.

Тщательно исследовав весь массив научного знания своей эпохи, аль-Газали пришел к выводу о несостоятельности фальсафа (идей греческой философии, заимствованных восточными мыслителями). В работе «Самоопровержение философов» он критикует труды ибн Сина и других представителей этой школы.

Аль-Газали не отвергал ценности разума, но главным на пути постижения Божественной истины он полагал духовное самосовершенствование.

Труды аль-Газали получили широкое признание в исламском мире. Он явился знаковой фигурой, в которой сошлись воедино прагматичная рациональность эпохи Аббасидов и религиозность последующего времени.

***

В XII веке на фоне ослабления Сельджукской империи халифы в Багдаде стремятся к самостоятельному правлению. Однако первые попытки, предпринятые аль-Мустаршидом Биллахом (1118-1135), окончились провалом. В 1125 году войско халифа, посланное взять Васит, потерпело поражение вблизи Багдада. Халиф оказался под арестом в своем дворце.

В 1135 году аль-Мустаршид начал войну против султана Ирака Масуда. Войска встретились близ Хамадана. В решающий момент воины покинули халифа, сам он попал в плен и вскоре был убит ассасинами206. Его сын – аль-Рашид, взошедший на трон после смерти отца, предпринял еще одну неудачную попытку добиться реставрации власти: он вступил в противоборство с султаном Масудом, который осадил Багдад.

Процарствовав всего год, аль-Рашид бежал из столицы сначала в Мосул, а потом в Исфахан, где он разделил судьбу своего отца, пав жертвой ассасинов. На престол в Багдаде турки возвели дядю покойного халифа, который правил под именем аль-Муктафи (1136-1160).

В 1152 году после смерти султана Масуда, что привела к междоусобице среди сельджуков, аль-Муктафи захватил Васит и аль-Хилла207, в 1157 году он пережил полугодовую осаду Багдада сельджуками, укрывшись в восточной части города.

Город удалось отстоять, что стало важной победой, сделавшей возможной проведение халифом самостоятельной политики.

С именем аль-Муктафи и его сына аль-Мустанджида (1160-1170) связывают начало возрождения халифата.

Страница 88