Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 6

(подобие холма из камней, на котором производились ритуалы поклонения небу и/или солнцу), тогда, возможно, и стенам придавалось какое-то религиозное значение. Известно, что и Чатал-Хююк, хотя в нем не было стен и башен, – город, составленный из вплотную стоящих домов, не имеющих даже дверных проемов (вход – с крыши), – представлял некое подобие крепости.

На основе рассмотрения этих поселений складывается впечатление, что люди, в них проживавшие, как будто стремились отгородиться от внешнего мира стенами, при этом открывая себя небу…

Судя по всему, Небо в представлениях людей того времени противоположно земле, земной природе, стоит над ней (и в этом, конечно, есть своя логика!).

Культ неба и/или солнца – лишь одно из проявлений нового мировоззрения, в котором человек начинает противопоставлять себя природе, окружающему миру, и стремится создать свой собственный мир – за стенами городов, внутри домов, чему, наверное, служит и специфика погребения умерших сородичей, и, конечно, одомашнивание животных и растений.

Таким образом, поселения эпохи неолита – это общины религиозного типа, объединяющие людей, которые обладают своим особым взглядом на мир и стремятся к стабильной (спокойной) и самодостаточной жизни.


Глава 2 

Обзор первых цивилизаций

Существует множество определений понятия «цивилизация» (от лат. civilis – государственный, гражданский).

Шотландский философ XVIII века Адам Фергюсон рассматривал цивилизацию как ступень или стадию развития общества, следующую за дикостью и варварством10.

В XX веке сначала на Западе, а потом и в постсоветской России получила широкое распространение концепция «локальных цивилизаций» А. Тойнби: цивилизация – замкнутое общество, которому присущи два главных критерия: территория и религия.

Неоднократно предпринимались попытки увязать это понятие с культурой11, которую, в свою очередь, можно определить как совокупность достижений определенной общности в духовной и материальной сферах жизни.

В научной литературе, как правило, выделяют три основных признака цивилизации: 1) города; 2) монументальное строительство (дворцы, храмы) и 3) письменность.

Как видно из предыдущей главы, города и храмы появились еще в эпоху неолита (X-VIII тыс. до н.э.). Зарождение письменной культуры относят к III тыс. до н.э. (шумерская клинопись, египетские иероглифы).

2.1       

Шумер

Шумер (или Киэнги) – область в нижней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата). Людей, населявших те места и создавших одну из первых цивилизаций, историки называют «шумерами», хотя сами себя они именовали дословно «черноголовыми».

Страница 6