Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 40
В начале XVI столетия первые европейские мореплаватели достигают берегов Китая. Вскоре португальцы захватили Малакку, которую императоры Мин считали своей зависимой территорией. Однако со временем враждебность по отношению к иноземцам сменилась установлением прочных торговых отношений, что, видимо, было связано с тем, что через них в Китай поступало серебро из Америки.
В 1557 году португальцы с помощью подкупа получили в свое распоряжение островок у китайского побережья, где основали город и порт Макао.
Впоследствии в Китай прибывают христианские миссионеры (иезуиты).
***
В империи Мин нередко вспыхивали крестьянские восстания. Так было, например, в 1517 и 1518 годах в провинциях Цзянси, Фуцзяни и Гуандуне. Их подавлением занимался губернатор Цзянси – Ван Янмин (1472-1529), который прославился не только как государственный деятель, но и как философ-реформатор неоконфуцианства, основоположник школы xinxue («учение о сердце»).
К тому времени конфуцианство (в версии Чжу Си), ставшее гос. идеологией, использовалось консерваторами для оправдания сложившегося порядка и иллюстрации опасности для государства любых перемен. Именно конфуцианцы способствовали прекращению экспедиций в дальние страны. И строительство стены на севере тоже было в духе их мировоззрения, которое, между прочим, предполагало преклонение перед авторитетом, став подобием европейской схоластики.
Против авторитетов, в том числе Чжу Си, смело выступил Ван Янмин, выдвинув теорию врожденного знания: любой человек с рождения обладает «благосмыслием» – знанием добра и зла, врожденной нравственной чистотой. И не только ученые-чиновники (нэньши), но даже последний крестьянин способен к просвещению92. Другие его идеи – сердце (разум, «благосмыслие») определяет реальность93; единство знания и действия, движения и покоя, «непроявленности и проявленности»94.
При жизни Ван Янмина старались держать подальше от столицы. После смерти его учение подверглось осуждению и запрету. Однако в 1567 году он был реабилитирован с посмертным присвоением титула хоу.
В дальнейшем вокруг учения Янмина разгорались жаркие споры – даже при императорском дворе в Пекине – в правление Ваньли (1572-1620). Когда Чжу Ицзюнь взошел на трон в возрасте 9 лет, во главе Дворцового секретариата встал Чжан Цзюйчжэн, который последующие десять лет фактически правил страной. Он провел важную финансовую реформу, введя «единый налог», который предусматривал, в частности, замену трудовых повинностей денежными выплатами, исчисляемыми, как и поземельный налог – в серебре, что способствовало пополнению казны, но создавало дополнительные трудности для крестьян.