Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 33

каменного угля, что подняло металлургическую промышленность (выплавку чугуна) Поднебесной на новый уровень.

Сочетание гос. монополий и частной инициативы способствовало расцвету экономики времен династии Сун, что в литературе иногда называют «индустриальной революцией», на несколько сотен лет опередившей промышленный переворот в Англии74.


Поднебесная постепенно меняется. Однако верхушка китайского общества (император и его сановники) по-прежнему держатся за традиции, что тормозит материальное развитие страны. Необходимость реформ осознается не сразу, а лишь тогда, когда усугубляется проблема дефицита казны. И тогда при дворе образуются две враждующие группировки: одни из них («консерваторы») призывают решать проблему по старинке – повышением налогов для простолюдинов, другие же («реформаторы») – предлагают комплекс мер по «управлению богатством».

Сообщество «реформаторов» объединяется вокруг Ван Аньши (1021-1086).

В 1058 году он пишет императору письмо, в котором связывает падение прежних династий со слепым следованиям традициям. Его идеи, однако, оказались востребованы лишь десять лет спустя – при новом императоре Шэнь-цзуне (1067-1085), который в 1069 году призвал Ван Аньши ко двору, а на следующий год сделал его канцлером (кит. chengxiang).

Ван Аньши назвал свою политику – xinfa, что значит «новые законы», поставив своими целями – сокращение гос. расходов и укрепление армии на севере (то есть продолжение борьбы с киданями). Во исполнение этих целей был принят целый ряд новых законов:

– о равном налогообложении, предполагающий внесение в гос. реестр всех земель, которые их владельцы (крупные собственники) пытались скрыть от уплаты податей;

– о «зеленых ростках» – займы под низкие проценты для крестьян (сначала говорилось о 2%, потом ссуда подорожала в 10 и более раз, – возможно, это было хитрой уловкой, чтобы пополнить казну);

– о замене трудовых повинностей («барщина») денежными выплатами, которые ложились на плечи общинников, – так же как и содержание местного ополчения (полиции), – закон о baojia (об обороне деревни);

– о генералах и войсках (формирование воинских подразделений смешанного типа: пехота, конница, лучники);

– создание на базе Национального университета (Tai xue) 3 колледжей, с приданием обучению практического характера (уменьшение роли конфуцианского канона).

В целом, Ван Аньши в ходе своих преобразований пытался укрепить государство, снизив влияние «сильных домов», а также купеческих гильдий. И действовал он всецело в духе идеологии прагматизма – путем государственного регулирования, осуществляемого, прежде всего, экономическим, а не только административным способом.

Страница 33