Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 20
Вот, эти принципы – идеи:
1)
природная порочность человека, что обусловливает необходимость суровых наказаний даже за небольшие проступки («искоренение наказаний через наказания»);
2)
равенство всех перед законом и неотвратимость наказания;
3)
идея пользы войны и постоянных боевых действий;
4)
идея коллективной ответственности за совершенное преступление.
Реформы, проведенные Шан Яном в Цинь, сродни «революции сверху»:
1)
традиции, культ предков, ритуал, прочие конфуцианские ценности, – «паразиты», которые лишь отвлекают народ от
главного
– войны и заготовки зерна;
2)
основное средство управления –
закон
, который поддерживается суровыми наказаниями и обязательный для всех, кроме одного правителя;
3)
запрет наследственных владений родовой знати, заменявший родовой принцип в управлении страной принципом
личной заслуги
, что привело к формированию чиновничьего (бюрократического) аппарата;
4)
ранги знатности (18-20), которые присваивались в зависимости от боевых заслуг или заслуг в заготовке зерна;
5)
вместо десятины вводился подушный налог зерном, собираемый в зависимости от количества земли;
6)
поощрялось освоение пустошей (земля поступала в частную собственность, освобождение от налогов на 10 лет);
7)
система круговой поруки – в деревнях и армии вводилось деление на «пятерки» и «десятки» (ответственность за действия одного человека несли все его соседи/сослуживцы).
Обязательность наказания Шан Ян считал краеугольным камнем своих преобразований. И когда наследник престола нарушил одно из требований, пострадал его учитель, а потом был выслан из дворца сам принц Ин Сы, который впоследствии, придя к власти, решил отомстить за обиду – приказал схватить Шан Яна. Тот бежал, но вскоре был схвачен и казнен.
Несмотря на казнь Шан Яна, его реформы остались в силе, – благодаря этим нововведениям, Цинь превратилось в мощное военное государство, которое в 256 году уничтожило царство Чжоу50, а в 221 году впервые объединило всю Поднебесную.
Цинь Ши-хуанди (личное имя Ин Чжэн) – первый император единого Китая из династии Цинь, который заложил систему управления страной, просуществовавшую две тысячи лет. Ши-хуанди ликвидировал систему фэнцзянь, разделив государство на 36 военных округов (кит. jun – цзюнь) – во главе с назначаемыми губернаторами. Сам он правил, основываясь на принципах легизма, и, по сути, распространил реформы Шан Яна на весь Китай. Наказания в эпоху правления первого императора отличались крайней суровостью. Инакомыслия он не терпел, и по совету министра Ли Сы в 212 году приказал сжечь неугодные книги и похоронить заживо 460 книжников, среди которых, по-видимому, были конфуцианцы.