Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 119
События 2011 года, названные «арабской весной», привели к свержению ряда режимов (Тунис, Ливия, Египет) и возрастанию роли исламистских организаций в тех арабских странах, где последние полвека господствовали националистические и социалистические идеи.
В Сирии на волне протестов против режима Башара Асада, переросших в боестолкновения с оппозицией, с марта 2011 года идет затяжная гражданская война, в которую оказались вовлечены самые разные силы и государства, включая США, Россию и Турцию.
По состоянию на 2020 год правительство Асада контролирует менее 65% территории страны, около 20% находятся под властью курдов, союзников США, и около 10% – занято турецкой армией.
Де-факто распался Йемен279. Его столица (Сана) в 2015 году была захвачена хуситами280, против которых международная коалиция во главе с Саудовской Аравией предприняла ряд военных операций, что не увенчались успехом.
***
В целом, арабский мир, по-прежнему, находится в состоянии раздробленности, чему способствуют усилия сторонних держав, явно не заинтересованных в объединении арабов под началом одного лидера. Раскол арабо-мусульманской цивилизации обусловлен исторически: европейские колонизаторы (англичане и французы) в первой половине XX века стали насаждать демократические институты власти на своих подмандатных территориях (Сирия, Ирак). Тем самым, арабам прививалось чуждое им прагматическое мировоззрение, что в противовес колонизаторам приняло форму национализма, которое после Второй мировой войны дополнилось идеями социализма.
Таким образом, религиозность, присущая арабам и составляющая основу их ментальности, была подменена рациональностью западного типа.
Ислам в качестве основы своей государственности сохранила только Саудовская Аравия, которая в настоящее время является наиболее вероятным кандидатом на роль объединителя арабов, оставаясь «большим островом стабильности» на фоне многих других арабских стран, раздираемых внутренними противоречиями и сотрясаемых междоусобицами, зачастую отягощенными иностранной интервенцией (Ирак, Сирия, Йемен).
Помимо Саудовской Аравии, где население исповедует суннизм, на роль лидера в исламском мире претендует также шиитский Иран, который, по-видимому, не отказался от идеи джихада и всемирной исламской революции.
Конкуренция между двумя региональными исламскими державами до недавнего времени только нарастала. Так, Иран в сирийской гражданской войне выступил на стороне Башара Асада, предоставляя ему военную помощь, тогда как саудиты поддерживали его противников. Аналогичная ситуация создалась в Йемене, разделенном на части между шиитами-хуситами и силами официального правительства, которому покровительствует Эр-Рияд.