Закон парности - стр. 52
Но встретить в глухой польской деревушке знакомое лицо, пусть даже Цейхелеву рожу, все равно приятно. Но, видимо, немец был другого мнения. Он не только удивился встрече, но смутился страшно, словно его застали за чем-то предосудительным.
– Вот уж не ждал, что вы отправитесь на войну, – заметил Белов.
– Служу. Переводчиком.
– Мой полк стоит в Ландсберге, а сюда я за фуражом явился. – Надо же было о чем-то говорить.
– И мой в Ландсберге. И я приехал за фуражом, – поддакнул Цейхель.
– С каких это пор переводчики отнимают хлеб у интендантов? – рассмеялся Белов. – А с монахом вы о сене беседовали? Я и не знал, что вы католик.
Цейхель переменился в лице.
– С монахом я беседовал не о сене. Но прошу вас, господин Белов, сохранить эту встречу в тайне.
Дальше Цейхель понес сущую околесицу. Да, он католик, и это его боль. Оказывается, русские вовсе не так веротерпимы, как хотят казаться. Он, Цейхель, наивно думал, что они любую религию допускают, но это не так. Главнокомандующий Фермор – тот вообще лютеранин, а это еще хуже. Сейчас они вместе поскачут в Ландсберг, а по дороге он, Цейхель, подробно расскажет, как трудно быть католиком. При этом страдалец и веротерпец с хрустом ломал пальцы и смотрел на Александра с собачьей преданностью.
А вот это увольте… Переводчик уже мучительно надоел Белову. Идея скакать с ним рядом и слушать нервные всхлипы казалась отвратительной. Он тут же уговорил себя, что ему необходимо наведаться в штаб, то есть на обширное поле в двух верстах от местечка М. Чем черт не шутит, может, его гренадеры тоже где-то там обретаются. Вежливо, без улыбки он расстался с горестным католиком, и они разъехались в разные стороны.
После дубовой рощи и чахлого ручейка, заросшего ольхой и крушиной – совсем русский пейзаж, – он выехал на огромное, плоское, как поднос, ноле.
Еще издали Белов увидел высокий, круглый, на манер турецкого, шатер фельдмаршала, а рядом зеленую палатку, в ней обычно свершались богослужения по лютеранскому чину. Шагах в десяти стояла палатка русского протопопа – там была православная церковь. Фермор был благочестив и следил, чтобы в армии неукоснительно соблюдались все церковные обряды и богослужения.
Белов совсем запамятовал, что сейчас было как раз время службы. Происходящего в самих палатках – храмах видно не было, но вокруг православной палатки множество людей стояли на коленях, в первых рядах разместились калмыки и казаки из личной охраны самого Фермора. Фельдмаршал находился в зеленой палатке, вокруг тоже стояли лютеране. Их было много, гораздо больше, чем представлял себе Белов.