Загробное путешествие. Царство Аида, Средиземье и Вальхалла: 100 мест, которые нельзя пропустить после смерти - стр. 14
Бассейн Тантала. Самая знаменитая трапеза в царстве Аида, которая никогда не начинается. Тантал приготовил собственного сына Пелопа, чтобы подать его богам на пиру. В наказание он вечно стоит в одном из озер Тартара с водой до подбородка. Он изнывает от жажды, но, если он наклоняется, чтобы напиться, вода тут же уходит в сухую землю. Ветви над ним ломятся от груш, гранатов, яблок, инжира и сочных оливок, но ветер поднимает их, стоит Танталу протянуть к ним руки.
От мифологических мучений Тантала и произошло современное английское слово tantalize («мучить»).
Пир фурий. На королевском пиршестве в Тартаре накрыт огромный изысканный стол, а пирующие возлегают на диванах с золотыми ножками. К сожалению, да, это тоже обман. Если вы просто потянетесь за вилкой для салата, предводительница фурий поднимется с места и, размахивая факелом, с пронзительным криком бросится на вас.
Деталь фриза, украшающего греческую колонну
Группа мужчин с копьями и собаками, охотящихся на дикого кабана
Wellcome Collection (Public Domain)
Хель
Промокшие и проклятые
Благодаря фильмам Marvel, телеканалу History и некоторым странным видам хеви-метала скандинавская мифология сейчас популярнее, чем тысячу лет назад. А у воинов-викингов всегда была весьма привлекательная загробная жизнь, в чем вы убедитесь, когда мы отправимся в Вальхаллу.
Но подавляющее большинство не умирает доблестной смертью. Судя по статистике, ваши шансы пройти за ограду из бархатной веревки в таких модных местах, как Вальхалла или Фолькванг, невелики. Большинство скандинавских мертвецов оказываются под землей у Хели, под корнями мирового древа Иггдрасиль. Один подарил эту часть Нифльхейма, ледяного царства туманов, дочери Локи, Хель. Сюда попадают нечестивые, а настоящие грешники переживают здесь еще одну смерть, после которой их низвергают в более мрачный ад.
Хермод перед Хелой
Иллюстрация из книги Guerber H. A. Myths of the Norsemen from the Eddas and Sagas, London, 1909, с. 210
Есть много дорог, ведущих во владения Хель. Один путь – это девять дней езды по долинам, настолько глубоким, что вы будете находиться в кромешной тьме. Возможно, вам придется бросить вызов Гарму – лающему адскому псу, прикованному у входа в пещеру Гнипа, или пересечь солнечные поля, где растет болиголов. (В Хель лето, когда наверху зима, и наоборот.) На подземной реке Гьёлль в вихрях и порогах ее иссиня-черных вод кружит оружие, а рядом в вечном бою сошлись две армии. Пересеките сверкающий золотой мост, а затем направляйтесь на север – к огромным воротам в высоких стенах.