Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты
1
Основы правильной духовной жизни: Практическая энциклопедия. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / Сост. свящ. Сергий Молотков. СПб.: Сатисъ; Держава, 2003. С. 121–123.
2
Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души / Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 2-е изд. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1999. С. 106–128.
3
По требнику Петра Могилы.
4
Из «Слова о исходе души», см. Следованную Псалтирь.
5
Митрополит Евхаитский. Творение блаженного Иоанна.
6
См.: Слово преосвящен. Иннокентия на день Симеона Богоприимца.
7
Аббат Флери. Meures des Chretiens. N. 311.
8
Об употреблении светильников при богослужении /Симеон Солунский. Разговор. 32 § 6.
9
Камень веры. Часть 1, гл. V. О благотворении преставившимся.
10
Духовная беседа. 1865.
11
Четьи-Минеи, авг. 15.
12
Greg. Nyssen vita Macrinae. Т. II. Р. 200.
13
См.: Св. Григорий Нисский. Слово на день вознесения; Блаженный Августин. Предисловие к толкованию на псалмы.
14
Св. Афанасий Великий. Письмо к Маркелину о толковании псалмов.
15
Христианское чтение. 1845. Ч. 3.
16
Духовная беседа. 1865. Ч. I.
17
«Духовная Беседа» 1865 г., ч. I.
18
Новая скрижаль. Ч. 4, гл. XXI.
19
Подробнее об этом см.: Г. Орлов. Объяснение заупокойного богослужения. Изд. Ступина. М., 1900.
20
Вот почему не всем умершим бывают полезны молитвы за них живущих на земле и не за всех можно молиться. Тот, кто отторгается здесь от Святой Церкви, тот лишает себя в будущей жизни ее ходатайства и молитв. Другие грешники отсекаются от тела Церкви Христовой невидимым действием Суда Божия (Простр. христ. катех. о 9 чл.), когда грехи и страсти всецело овладевают ими и подавляют в них всякое добро. Такие грешники не способны бывают воспринимать постороннюю добрую помощь или воспользоваться ею для своего блага и спасения. Очевидно, если в таком ужасном и безнадежном положении грешник умирает внезапно и без покаяния, то и Церковь ничем не может помочь ему и запрещает за него молиться. Сюда относятся все упорные нераскаянные грешники, умершие без покаяния и отказавшиеся от него, а также самоубийцы, насильственным образом прекратившие свою жизнь, совсем отчаявшиеся во спасении.
Молиться за самоубийц Церковь запрещает по 14-му правилу Тимофея, патриарха Александрийского (Номоканон пр. 178); из них только те удостаиваются церковных молитв, кто совершает самоубийство не в здравом рассудке (по тому же правилу). От самоубийц нужно отличить скончавшихся вообще напрасною смертью, но не самих по себе, а от других; за них, хотя они и не успели покаяться, Св. Церковь усердно молится Господу, прося им помилования. «Я же покры вода, – молится она в субботу мясопустной недели, – и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали, верныя, милостиве, в части учини праведных» (Канон в субботу мясопуст, нед. Песн. 1. троп. 4) и еще: «яже уби меч, и конь восхити, град, снег, и туга умноженная, яже удави плинфа, или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (Тогда же, песнь 4, тол. 4), и проч.
21
Свящ. Иоанн Демидов. О поминовении умерших.
22
Из «Слова на исход души», помещаемого обыкновенно в Следованной Псалтири. (В современном издании Следованной Псалтири отсутствует. – Прим. автора.)
23
Архангелов С. А. Тайны загробной жизни.
24
Сергиевский Н. А., протоиерей. Об основных истинах христианской веры.
25
П. Лосев. Тайны загробной жизни.