Загадочная доктрина Елены Блаватской. 50 главных идей с комментариями
1
Махатмы (Учителя), подробнее – см. в отдельной, одноименной, главе этой книги. (Прим. автора. – Е.Л., в биографической части все ссылки мои, за исключением ссылок самой Блаватской в цитатах из ее книги «Тайная доктрина»).
2
Роялисты – от royal (фр.) – королевский, приверженцы королевской власти, монархисты.
3
Из статьи Калининой Н. М. «Петр Алексеевич Ган – основатель лесной науки в Кыргызстане».
4
Потомок барона Августа Гана (1729 или 1730–1799), приехал в Россию по приглашению Екатерины II (Великой), в девичестве принцессы Анхальт-Цербстской, с которой с детства был знаком. Остался здесь навсегда, став родоначальником российской линии немецких аристократов. Документы свидетельствуют, что в 1757 году из Мекленбурга в Петербург приехали Густав Ган фон Роттенштерн-Ган (Август Иванович) и Вильгельм Ган фон Роттенштерн-Ган – представители старинного немецкого аристократического рода, восходящего, по семейному преданию, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам. Из рук императрицы Август Иванович Ган получил высокую должность Санкт-Петербургского почт-директора, чин действительного статского советника, российское дворянство и герб, а также пожалованные земли (в том числе в Приднепровье). Один из сыновей Августа Ивановича – Алексей Августович (1780–1830), дед Е.П. Блаватской, был генерал-лейтенантом, прославленным боевыми подвигами и увенчанным орденами России. У него было восемь сыновей, один из них, Петр Алексеевич – ее отец.
5
Из статьи Калининой Н.М. «Петр Алексеевич Ган – основатель лесной науки в Кыргызстане».
6
Из-за долгого отсутствия вестей от Елены Петровны родные были обеспокоены.
7
Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма. В своем рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт, многие сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. Он отец Даниила Андреева (1906–1959), автора всемирно известного эзотерического трактата «Роза Мира».
8
Жорж Санд – настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804–1876), французская писательница, автор более 30 романов (у нас известны «Мопра» и «Консуэло») и более 60 повестей и рассказов. Дочка революционера и писателя, внучка любительницы идей Руссо, предпочитала мужской костюм, путешествовала по злачным местам Парижа, из-за этого фактически потеряла статус баронессы. Недолго пробыла замужем за буржуа Казимиром Дюдеваном. Современники считали Санд непостоянной и бессердечной, называли ее лесбиянкой и удивлялись, почему она выбирала мужчин моложе себя. Сгорел от страсти к ней поэт Альфред де Мюссе. Тонкий, ранимый Шопен влюбился в женщину, которая курила табак и открыто говорила на любые темы. Среди любовников Жорж Санд были 32-летний гравер Александр Дамьен Мансо (ей было 45, прожили вместе 15 лет), художник Шарль Маршал (ему 39 лет, а ей – 60) и другие часто умиравшие молодыми мужчины.
9
Феминизм (от лат. femina, «женщина») – общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты социальных прав. В широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Возникло в XVIII веке.
10
Суфражистки (или суфраже́тки, фр. suffragettes, от фр. suffrage – избирательное право) – участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Суфражистки активно применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения.
11
Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807–1873) – русский поэт и переводчик.
12
В отделе редких изданий и рукописей Одесской государственной научной библиотеки имени М. Горького, в Пушкинском фонде, хранятся документы архива Фадеевых. В нем есть перечень значительных научных работ Елены Павловны Фадеевой, оставшихся после нее:
Книги большого формата, величиною в лист, толстые.
По Ботанике: 17 томов с описанием растений, которые Елена Павловна сама собирала, срисовывала с натуры и определила ботаническими названиями. Естественной истории: 10 томов рисунков с определенными названиями:
Бабочек, насекомых, птиц, ящериц, рыб, раковин и проч.
1 том рисунков окаменелостей, с натуры и копии.
Книги меньшого формата.
По Естественной истории и Зоологии: 3 тома с рисунками птиц и рыб.
По Археологии и истории: 4 тома рисунков древних вещей, оружия, доспехов, утвари, ламп и проч. С натуры и копии.
6 томов рисунков древних монет.
2 тома рисунков Древних исторических костюмов и Головных уборов с древних времен.
1 том «Украинских песен, собранных Еленой Павловной в Киевской губернии с 1803-го до 1814-го года».
Смесь: 2 книги с рисунками «Беседок, украшений для садов, видов и проч.».
8 томов «Собрания старинных стихов, песен, баллад, шарад и проч.».
2 книги по части Домашнего хозяйства.
Книг большого формата 28 томов.
Книг меньшого формата 29 томов: Всего 57 томов. Все собственноручной работы Елены Павловны Фадеевой рожденной княгини Долгорукой» (ОГНБ, фонд Пушкинский, рукопись 17/6, Л. 129). После смерти Е.П. и А.М. Фадеевых часть этой богатейшей коллекции, в том числе и личные вещи, включая крест, принадлежавший великому князю Михаилу Черниговскому, были переданы их родственниками для хранения Сергею Юльевичу Витте в Петербург, где они и остались.
13
Фалеристика – коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков; наука, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем (например, системой наград в одной стране) и их атрибуцией.
14
Пассионарность – избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Лев Гумилёв «Пассионарная теория этногенеза».
15
Цитаты здесь и далее из книги Е.П. Блаватской «Тайная доктрина». М.: Эксмо, 2012.
16
Также называемые аналогетиками. Как объяснил в своей «Эклектической Философии» профессор А. Уайлдер (член Теософического общества), их называли так из-за практики интерпретации всех священных легенд и повествований, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия: так что события, о которых рассказывалось как о случившихся во внешнем мире, рассматривались как выражающие действия и опыт человеческой души. Их также называли неоплатониками. Хотя теософию, или эклектическую теософическую систему, обычно относят к третьему веку, все же, если можно доверять Диогену Лаэртскому, ее источник значительно древнее, поскольку он приписывал эту систему египетскому жрецу Пот-Амуну, жившему в ранний период династии Птолемея. Тот же автор сообщает нам, что название это коптское и обозначает то, что посвящено Амуну, богу мудрости. Теософия является эквивалентом брахма-видьи, божественного знания.
17
Название главы из книги «Тайная доктрина» не изменено.
18
Скрыто, тайно, темно, туманно.
19
Драматических личностях.
20
Предчувствие страха.
21
Во Франции таким псевдокаббалистом был маркиз де Мирвилль, изучавший Зохар и другие древние останки еврейской Мудрости под руководством «Рыцаря» Драх, древнего каббалиста, раввина, обращенного в римско-католическую церковь, и с его помощью он написал с полдюжины томов, полных клеветы и оскорблений, направленных против каждого выдающегося спиритуалиста и каббалиста. С 1848 года до 1860 он неустанно преследовал старого графа д'Урш, одного из самых первых восточных оккультистов во Франции, человека, обширность Оккультного Знания которого никогда не будет правильно оценена теми, кто его переживут, ибо он сокрыл свои истинные верования и знание под маскою спиритизма. (Е.Л.)
22
См. Hibbert Lectures, 1887, стр. 101–115.
23
Бероз (халд.) Жрец Храма Бэла, писавший для Александра Великого историю Космогонии – как ей учили в Храмах – на основе астрономических и хронологических записей, сохранившихся в этом храме. (Е.Л.)
24
Исход, XXII, 28. – Прим. перев. – в русском переводе стих 28 этой главы читается – «Судей не поноси».
25
Второзаконие, IV. 19.
26
Послание Иуды, ст. 8, 9.
27
См. «Разоблаченная Изида», II, 487 et seq.
28
Трактат Kiddushim, 81. Но см. Каббала Ис. Мейера, стр. 92, 94.
29
Inverto – поворачивать, опрокидывать (лат.).
30
Марангон, в своем «Delle Grandezze del Archangelo Sancti Mikaele», восклицает: «О величайшая из Звезд, ты, следующая за Солнцем, которое есть Христос!.. О живое подобие Божества! О великий тауматург Ветхого Завета! О невидимый Наместник Христа в его Церкви!..» Труд этот весьма почитается латинскою церковью.
31
Пневматология, V, стр. 516.
32
Пневматология, V, стр. 515.
33
Quis – кто, который, какой, что (лат.).
34
Там же, стр. 514.
35
Исайа, LXIII, 8, 9.
36
Метатор и ήγεμών.
37
Пневматология, стр. 515. «Лик и Представитель Глагола».
38
То, что в Вендидаде называется Фраварши, бессмертная частица индивидуума; то, что переживает человека – Высшее Ego, говорят оккультисты, или Божественный Двойник.
39
Пер. Дарместетера, стр. 208
40
Orm. Ahr., § 112, 113; цит. по: Дарместетером, «Священные Книги истока», том IV, введение, стр. LXXIV.
41
De Idol. II, 373.
42
См. де Мирвилль, там же, стр. 515.
43
Там же, см. также таблицы в «Gnostics and their Remains» Кинга.
44
Стр. 518.
45
«Книга Пророка Еноха», стр. XLVIII. Изд. 1883.
46
Наоборот (лат.)
47
Прим. перев.: в русск. переводе Библии: «се идет Господь со тьмами своих святых (Ангелов)».
48
Ор. cit., стр. XXXIV, XXXV.
49
Говорит Уриэль в Книге Пророка Еноха (XXVI, 3): «Те, кто были пощажены, вечно будут благословлять Господа»… «Вечносущий Царь» – который будет царствовать над ними.
50
Вишну Пурана, III, 2; пер. Уильсона, III, 31.
51
Юга (санскр.) – тысячная часть Кальпы. Век Мира, которых всего четыре и ряды которых последовательно проходят в течение манвантарного цикла. Каждой Юге предшествует период, названный в «Пуранах» Сандхья сумерками, или переходным периодом, а за ней следует другой период такой же длины, называемый Сандхьянса, «часть сумерек». Каждый из них равняется десятой доле Юги. Группа четырех Юг сперва исчисляется божественными годами, или «годами богов» – каждый такой год равняется 360 годам смертных людей. Таким образом, в «божественных» годах, мы имеем:
1. Крита или Сатия Юга 4000
Сандхья 400
Сандхьянса 400
______ 4800
2. Трета Юга 3000
Сандхья 300
Сандхьянса 300
______ 3600
3. Двапара Юга 2000
Сандхья 200
Сандхьянса 200
_______ 2400
4. Кали Юга 1000
Сандхья 100
Сандхьянса 100
______ 1200
Всего 12 000
В годах смертных это равняется:
4 800 × 360 = 1 728 000
3 600 × 360 = 1 296 000
2 400 × 360 = 864 000
1 200 × 360 = 432 000
Всего 4 320 000
Это называется Махаюгой или Манвантарой. 2000 таких Махаюг, или период в 8 640 000 000 лет, составляет Кальпу: последняя является лишь «днем и ночью», или двадцатью четырьмя часами, Брамы. Таким образом, «век Брамы», или сто его божественных лет, должен равняться 311 040 000 000 000 нашим смертным годам (ссылка перенесена из другой части «Тайной доктрины». Е.Л.).
52
Слово «рекорд» во времена Блаватской означало информационный источник. (Е.Л.)
53
Статью «Петр Алексеевич Ган, потомок старинного рода Ганов» позволила процитировать ее автор – Калинина Наталья Михайловна, профессор КРСУ, зав. лабораторией физики взрыва и синергетики, доктор технических наук. Я благодарна ей и всем, кто откликнулся на мою просьбу поделиться информацией о Е.П.Б. (Е.Л.)
54
Из книги Мэри К. Нэф «Личные мемуары Е.П. Блаватской». (Е.Л.)
55
Константинополь (греч. Κωνσταντινούπολις, Констандинуполис, или ή Πόλις – «Город») – название Стамбула с 330 до 1930 года, неофициальное. Офиц. название Новый Рим – столица Римской империи (330–395), Византийской (395—1204), Латинской (1204–1261) и Османской империи (1453–1922). (Е.Л.)
56
Альфред Перси Синнетт (1840–1921) – британский журналист, писатель и теософ. (Е.Л.)
57
В книге Г.С. Олькотта «Страницы старого дневника» названо его имя: «это Паоло Метамон».
58
Генри Стил Олкотт (1832–1907) – один из основателей и первый президент Теософского общества, участник гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Известен также как первый выдающийся человек Запада, который перешел в буддизм. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это он почитается в Шри-Ланке. (Е.Л.)
59
Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877) – русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год – руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868-го – редактор журнала «Отечественные записки». (Е.Л.)
60
В 1725 году А.П. Бестужев-Рюмин (1693–1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель, и Иоганн Гейнрих Шульце (1687–1744), физик, профессор Галльского университета в Германии, обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. В 1818 году русский ученый X.И. Гротгус (1785–1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света. Первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный французом Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. (Е.Л.)
61
Илья Ефимович Репин (1844–1930) – русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии Художеств. (Е.Л.)
62
Первый воздушный шар увидел в Пекине французский миссионер Бассу на торжестве при вступлении на престол китайского императора Фо-киена в 1306 году. Иезуит Франсис Лана в 1686 году выдавал громадный шар из жести, из которого выкачан был воздух, за настоящий воздушный корабль. Только когда братья Монгольфье подняли свой аэростат 5 июня 1783 года в Аннонэ (Франция), открылся путь к осуществлению настоящего воздухоплавания. (Е.Л.)
63
Вайю Пурана; Харивамша, 170.
64
Родиной пассажирского авиастроения является Россия. Первым в истории авиации пассажирским самолетом стал российский «Илья Муромец». Самолет конструкции Сикорского, конвертированный в пассажирский из бомбардировщика, был оснащен комфортабельным салоном, рестораном, отдельными спальными комнатами и даже ванной. На «Муромце» имелось отопление и электроэнергия. Впервые самолет поднялся в воздух 10 декабря 1913 года, в феврале 1914-го был выполнен демонстрационный полет с 16 пассажирами на борту. (Е.Л.)
65
Первые уличные фонари в Москве были зажжены осенью 1730 года по указу императрицы Анны Иоанновны «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей». Фонари были в первое время масляные, то есть довольно тусклые, и горели только до полуночи. В 1766 году фонарей в городе было 600, а в 1800-м уже в 10 раз больше. В 1866 году несколько московских улиц были целиком освещены газовыми фонарями, а к концу столетия они светили на всех улицах в пределах Садового кольца. Окраины же продолжали освещаться керосиновыми светильниками. Первые электрические фонари зажглись в Москве лишь в 1880 году в саду «Эрмитаж». Памятную табличку на одном из них любой посетитель городского парка может увидеть своими глазами. (Е.Л.)
66
Княгиня Екатерина Павловна Багратион, урожденная графиня Скавронская (1783–1857), прославившаяся в Европе своей красотой и беспечным поведением. По протекции императора Павла I была выдана замуж за генерала Багратиона. Брак свершился исключительно по воле императора, решившего по окончании удачных гатчинских маневров устроить семейное счастье героя. Павел в дворцовой церкви объявил придворным о своем намерении присутствовать при обряде венчания князя Багратиона с графиней Скавронской, как говорили, тогда влюбленной в графа П. Палена. Жених был поражён. Никто не осмелился спорить с монархом.
В 1805 году княгиня окончательно порвала с мужем и уехала в Европу. Детей у супругов не было. Багратион звал княгиню
вернуться, но та оставалась за границей под предлогом лечения. Уехав за рубеж, она сделала, как говорили о ней, «из своей кареты как бы второе отечество». Пальмерстон в своих воспоминаниях отмечал, что княгиня носит исключительно белый полупрозрачный индийский муслин, откровенно облегающий ее формы. За это ее прозвали «Le bel ange nu» («Обнаженным Ангелом»). От матери она унаследовала ангельское выражение лица, алебастровую белизну кожи, голубые глаза и каскад золотых волос. Есть информация, что состояние свое она завещала крестной дочери – Елене Блаватской. (Е.Л.)
67
Е.П.Б. – так Елена Петровна Блаватская подписывалась. (Е.Л.)
68
История завоевания Индии переполнена такими жестокостями, которые сложно даже вообразить. Память об Англии в Индии – завоевание обманом и насилием, безмерное вымогательство и правление террора. Все началось в 1587 году: пират Фрэнсис Дрейк захватил португальского торговца, чьи документы давали право на прохождение мимо Мыса Доброй Надежды и на получение прибыли от индийской торговли. В 1600 году была основана Ост-Индская компания. В 1661 году Англия обосновалась в Бомбее, через несколько лет в Калькутте. В целом раннее вторжение было мирным. Соглашения с местными правителями были использованы, чтобы вытеснить португальцев, датчан, французов. Англия обокрала Индию, когда-то самую богатую страну в мире, до такой степени, что за один 1770 год около 10 миллионов индийцев умерли от голода. Продажные индийские принцы, слишком поздно осознавшие всю опасность, которая перед ними возникла, объединяются против захватчика.
Решающий факт долгого непротивления – это строгое соблюдение кастовой системы в Индии и приверженность религиозной вере. Очень странно то, что темнокожие солдаты Англии, которые были готовы, как и их принцы, предать свою родную страну, подняли восстание, когда почувствовали неуважение к своим религиозным взглядам. Но восстание сипаев (1857–1859) привело к окончательному подчинению Индии. Расстрел людей из пушек не был единственным примером той жестокости, на которую способны люди…
Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля. С 1920 года такие лидеры, как Махатма Ганди, начали массовую кампанию против британского колониального правительства. Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году. (Е.Л.)
69
Медиум – чувствительное физическое лицо, которое, как считают последователи спиритуализма, служит связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. Практика медиумизма также используется в вуду, кандомбле, умбанде и других эзотерических традициях. (Е.Л.)
70
Спиритизм или медиумизм (от лат. spiritus – «душа, дух») – религиозно-философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. И о месмеризме в те годы не рассуждали только профаны, Франц Антон Месмер (1734–1815) еврейский австрийский врач, создатель учения о «животном магнетизме» («месмеризм»). (Е.Л.)
71
Учитель Кут Хуми. (Е.Л.)
72
Цитаты из книги Мэри К. Нэф «Личные мемуары Е.П. Блаватской» (пер. с англ. Л. Крутиковой и А. Крутикова), http://www.theosophy.ru/lib/biogrhpb.htm. (Е.Л.)
73
Раймунд Луллий (~1235 – ~1315) – испанский (каталонский) богослов, писатель и алхимик. (Е.Л.)
74
Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. (Е.Л.)
75
Генрих Корнелиус, более известный под псевдонимом Агриппа Неттесгеймский (1486–1535) – разносторонний ученый-алхимик, писатель, врач, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат. (Е.Л.)
76
Роберт Фладд (1574–1637) – английский врач, философ-мистик, астролог. (Е.Л.)
77
Генри Мор (1614–1687) – английский философ, профессор богословия и философии в Кембридже. (Е.Л.)
78
Элементалы – Духи Стихий. Существа, развивающиеся в четырех Царствах или Стихиях – земле, воздухе, огне и воде. Каббалисты называют их гномами (земли), сильфами (воздуха), саламандрами (огня) и ундинами (воды). Эти силы как послушные посредники оккультистов могут производить разные действия. (Е.Л.)
79
О волшебных эпизодах в биографии Елены Петровны вы можете прочесть во множестве совсем мистических и почти реалистических источников. (Е.Л.)
80
Экзо… (гр. exo) – снаружи, вне. Терра (лат. terra) – земля. Экзотерический – предназначенный для внешнего круга. (Е.Л.)
81
Так поступают все Боги и даже христиане, ибо Царство Небесное берется силою — так учат нас. Почему же такое желание сделать из кого-то Дьявола?
82
Academie des Inscriptions, XXXIX, 690.
83
Фаргард XIX, 47; пер. Дарместетера, стр. 218.
84
Вендидад. Фарг. XX, 12; ор. cit., стр. 222.
85
Там же, Фарг. XIX, 43; ор. cit., 218.
86
Из Вендидада Садах, приведены выдержки Дарместетером, ор. cit., стр. 223.
87
См. Гатха в Ясне XLIV.
88
Op. cit., стр. 441.
89
Авгуры (лат. augures) – члены почетной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. (Е.Л.)
90
Джавахарлал Неру (1889–1964) – лидер индийского национально-освободительного движения, политический и государственный деятель, неоднократно избирался секретарем Исполкома, затем генеральным секретарем Индийского национального конгресса. (Е.Л.)
91
Выдержки из книги «НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ» История теософического движения в России 1875–1922. Мария Карлсон (опубликованы в ж-ле «Дельфис» № 18–22). (Е.Л.)
92
Матфей, VIII, 30–34.
93
Dogmatic Theology, III, 345.
94
Матфей, XVI, 20.
95
Марк, V. 43.
96
Марк, IV, II, 12.
97
Разве не очевидно, что слова: «чтобы в какое-либо время они не были обращены (или: «чтобы случайно они не были обращены опять», как в пересмотренном варианте), и их грехи не были бы прощены им» – вовсе не означают, что Иисус боялся, что через раскаяние какой-либо чужак или «те, кто находятся во вне», избегнет проклятия, как это ясно говорит смысл мертвой буквы, – но означают совсем другое? А именно, «чтобы кто-то из профанов путем понимания его проповеди, не замаскированной с помощью притч, не ухватил бы что-то из сокровенных учений и тайн Посвящения – и даже из оккультных сил? «Быть обращенным», другими словами, означает приобрести знание, принадлежащее исключительно Посвященным; «и их грехи не были бы прощены им» значит, что их грехи пали бы на незаконного открывателя, на того, кто помог недостойным пожинать там, где они никогда не сеяли и дал им этим способ избегнуть на этой земле своей заслуженной Кармы, которая теперь должна обратиться на открывателя, который вместо добра причинил бы этим вред и потерпел неудачу.
98
Матфей, VII, 6.
99
История полна доказательствами того же. Если бы Анаксагор не провозгласил великой истины, преподанной в Мистериях, т. е. что Солнце несомненно больше Пелопонеса, – фанатическая толпа не стала бы его преследовать, чуть не убив. Если бы другая чернь, которая была поднята против Пифагора, поняла, что таинственный Мудрец Кротона подразумевал, говоря, что он помнит, как он был «Сыном Меркурия» – Бога Сокровенной Мудрости, – ему не пришлось бы спасать свою жизнь бегством; также Сократ не был бы предан смерти, если бы он держал в секрете откровения его божественного Даймона. Он знал, как мало способен его век – за исключением посвященных – понимать смысл всего того, что он знал о Луне. Поэтому свое изложение он ограничил аллегорией, которая оказалась более научной, чем доныне думали. Он утверждал, что Луна была обитаема и что лунные существа жили в глубоких, обширных и темных долинах, так как наш сателлит вне этих глубоких долин не имеет ни воздуха, ни какой-либо атмосферы. Не обращая внимания на откровение, полное значения только для немногих, так оно и должно бы быть, если на нашем светлом сателлите вообще есть какая-либо атмосфера. Факты, запечатленные в священных анналах Мистерий, не должны были выдаваться – за это грозила смертная казнь.
100
Stromateis, XII.
101
См. Somilies, 7, в «Levit.», цит. по: в Source of Measures, стр. 307.
102
Ориген: Ruet., «Origeniana», 167; Франк, 121; цит. по: Sôd Данлэпа, стр. 176.
103
III, fol, 1526, цит. по: Qabbalah Мейера, стр. 102.
104
Автор пытается доказать, что ключом является «источник мер, дающий начало английскому дюйму и древнему локтю».
105
Во множественном числе это слово лучше разрешило бы тайну. Бог – вездесущий; если бы он был вечно-действующим, он не мог бы более быть бесконечным Богом – также и вездесущим в своей ограниченности.
106
Автор очевидно является масоном толка генерала Пайка. До тех пор, пока американские и английские масоны будут отрицать «Творящий Принцип» «Великого Востока» Франции, они останутся в темноте.
107
Source of Measures, стр. 308, 309.
108
В экзотерических учениях Раджа Йога Антахкарана названа внутренним органом восприятия и разделена на четыре части: (низший) Манас, Буддхи (рассудок), Аханкара (личность), и Читта (мыслительная способность). С некоторыми другими органами она образует часть Дживы, Души, также называемой Лингадэх. Однако эзотерики не должны быть введены в заблуждение этой популярной версией.
109
Земля или, вернее, земная жизнь есть единственная Авичи (Ад), которая существует для людей нашего человечества на этом земном шаре. Авичи есть состояние, а не местность; она – противоположность Дэвачана. Такое состояние сопутствует Душе, куда бы она ни пошла, в Кама Локу ли, как полусознательное привидение, в человеческое ли тело, когда она снова рождается, чтобы страдать от Авичи. Никакой другой Ад наша Философия не признает.
110
Таттва (санскр.) Вечно сущее «То»; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. Также абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы – пять экзотерически, семь в эзотерической философии – относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах. (Теософский словарь) (Е.Л.)
111
См. Theosophist, февраль, 1888, стр. 276.
112
Плексус (лат. plexus – сплетение, от plecto – плести, сплетать) составная часть сложных слов, означающая «относящийся к сплетению (нервному, сосудистому)». (Большой медицинский словарь. 2000) (Е.Л.)
113
Настоящее название II отдела в III части I тома «Тайной доктрины». Но текст из всей I книги, а не из одной столь ярко названной главы. (Е.Л.)
114
Душа мира (лат.). (Е.Л.)
115
ДНК была открыта Иоганном Фридрихом Мишером (Швейцария) в 1868 году. В 1933 году за открытие роли хромосом в наследственности Т. Морган (США) получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. (Е.Л.)
116
Луна мертва только что касается ее внутренних принципов, т. е., психически и духовно, как бы нелепо ни казалось это утверждение. Физически она как бы полупарализованное тело. Оккультисты правильно определяют ее как «Матерь Безумная», Великий Небесный Лунатик.
117
Тем не менее, Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и утверждают, что человечество (уже разделенное на два пола) существовало в этом Круге именно 18 618 727 лет, как это отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских календарях.
118
См. Astronomie du Moyen Age, Деламбр.
119
См. «Разоблаченную Изиду», I, 270–271.
120
World-Life, 554.
121
Godefroy, Cosmogonie de la Révélation.
122
Buckwell, Electric Science.
123
Глава III, On Matter.
124
Lecture on Protoplasm, Гёксли.
125
Physics. Ganot, стр. 68. Пер. Аткинсона.
126
См. том II, стр. 63. Выдержки из «Le Mystére et la Science»; духовные беседы о. Феликса в Notre Dame.
127
Обратите внимание на работу Циклов и на их периодическое возвращение! Те, кто отрицали, что эти «Сущности» (Силы) суть тела, называя их «Пространства», были прототипами нашего современного общества, «загипнотизированного наукою», и их официальных наставников, говорящих о Силах Природы, как о невесомой энергии Материи и как о способах движения и, тем не менее, рассматривающих электричество как энергию такую же атомистичную, как сама Материя (Гелмгольц). Непоследовательность и противоречие царствуют так же полновластно в официальной, как и в еретической науке.
128
«Дева Мира» Гермеса, Меркурия Трисмегиста, переведенная на английский язык д-ром Анною Кингсфорд и Эдуардом Майтландом, стр. 83, 84.
129
«Гермес включает сюда, как Богов, разумные Силы Природы, элементы и феномены Вселенной», замечает д-р Анна Кингсфорд, поясняя это очень правильно в подстрочном примечании. Восточная философия также подтверждает это.
130
Там же, стр. 64, 65.
131
См. также Отдел IX, «Грядущая Сила».
132
«О Тум, Тум! возникший от Великого (Женского Начала), который пребывает в глубинах вод (Великая Бездна или Пространство), лучезарный, благодаря двум Львам», двойственная Сила или мощь двух солнечных глаз, или сила положительного и сила отрицательного электричества. См. Книгу Мертвых, гл. III.
133
Там же, гл. XVII.
134
Там же, гл. LXXIX.
135
Представление, выражающее последовательность божественных функций, трансмутацию одной формы в другую, или корреляцию сил. Аам есть сила положительного электричества, поглощающая все остальные, как Сатурн, пожравший свое потомство.
136
Анру поле, находящееся во владении Озириса и разделенное на четырнадцать отделов, «окруженных железною стеною, внутри которой растет рожь жизни в семь локтей высотою», Кама-Лока египтян. Лишь те из умерших будут допущены в Аменти навсегда, которые знают имена Хранителей «Семи Покоев», то есть те, кто прошли через Семь Рас каждого Круга, иначе они останутся в низших полях, изображающих также семь последовательных Дэвачанов или Лока. В Аменти они становятся чистым духом на протяжении вечности (XXX, 4), тогда как в Анру «душа духа» или усопшего каждый раз пожирается Уреем-Змием, Сыном Земли (в другом значении, первозданным жизненным принципом, находящимся в Солнце), то есть, Астральное тело умершего или «Элементарий» рассеивается и исчезает в «Сыне Земли», ограниченном времени. Душа покидает поля Анру и идет на Землю в любой форме, которую она желает принять. (См. гл. XCIX. Книга Мертвых).
137
См. Книгу Мертвых, гл. CVIII, 4.