Размер шрифта
-
+

Загадки жизни и смерти царевича Дмитрия - стр. 15

Тем не менее до нашего времени сохранилось другое завещание государя – духовная грамота, писаная несколькими годами ранее, обычно датированная исследователями 1572 годом. Этой дате историческая наука обязана С. Б. Веселовскому, который в своем исследовании указывает, что завещание написано в Новгороде во временном отрезке с начала июня по 6 августа 1572 г.21 И поскольку, как отмечает автор, после написания сего завещания Грозный жил еще 12 лет, оно потеряло свое практическое значение.

Однако среди ученых-историков имеются различные мнения относительного данного документа – как времени составления, так и его достоверности.

Так, позднее Р. Г. Скрынников увидел в документе противоречивые распоряжения царской духовной, которые отражают различные моменты истории удельных владений Воротынских в период между 1566 и 1573 гг. Наличие таких противоречий опровергает предположение, будто царская духовная могла быть составлена одним приемом в двухмесячный срок и позволяют обнаружить в тексте духовной наслоения различных лет.

Более того, Скрынников обращает внимание на то, что завещание содержит ссылки на многие документы периода опричнины, в документе поименованы владения некоторых князей, которые лишились их сразу после введения опричнины. Таким образом, делает вывод исследователь, текст завещания начал составляться еще в середине 60-х годов XVI столетия.

Далее Р. Г. Скрынников делает предположение о том, что, судя по дошедшему до нас тексту завещания, можно думать, что на протяжении 10—15 лет после падения Избранной рады царь Иоанн составил по крайней мере два проекта завещания. Первый из них появился на свет, вероятно, вскоре после смерти царицы Анастасии и свадьбы царя с Марьей Черкасской летом 1561 г. (Не об этом ли завещании говорится в Описи архива Посольского приказа 1614 года, упомянутой выше? – Авт.) В этом первом завещании Иоанн наказывал в случае своей смерти образовать при малолетних царевичах регентский совет. В соответствии с духовной бояре, назначенные в состав регентского совета, принесли присягу на верность царевичам и царице Марье и утвердили рукоприкладством специальную запись относительно принципов правления, служившую приложением к царскому завещанию.

Скрынников обращает внимание на то, что в 1562-1575 гг. Грозный не раз обращался к архивам. Однако особо он выделяет один случай. В августе 1566 года государь затребовал к себе духовные грамоты почти всех московских великих князей. Среди принесенных были духовные Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Василия II Васильевича. Кроме того, он проявил интерес к «докончальным» грамотам великих княжеств и удельных княжений.

Страница 15