Размер шрифта
-
+

Зачем человеку Бог? Самые наивные вопросы и самые нужные ответы

1

Интересующиеся более детальным рассмотрением предлагаемых здесь вопросов могут обратиться к лекциям соответствующей тематики на личном сайте автора: alexey-osipov.ru.

2

Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. § 150 // Добротолюбие. Т. 1.

3

Ломоносов М. Стихотворения. Ленингр. отд.: Советский писатель, 1948. С. 7.

4

М. В. Ломоносов. Сб. статей / под ред. В. В. Сиповского. СПб., 1911. С. 17.

5

Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.

6

В католическом Средневековье боролись не религия с наукой, а старые научные представления и представители с новыми, используя псевдоцерковные теории.

7

Например, каноник Н. Коперник (†1543); св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) (†1879); августинский монах Г. Мендель (†1884); священник, богослов, учёный-энциклопедист П. Флоренский (†1937); этнограф патер В. Шмидт (†1954); архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (†1961); аббат Леметр (†1966), иеромонах Серафим (Роуз, †1982), Джон Полкинхорн (р. 1930).

8

Шахнович М. И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.

9

Здесь достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих учёных: И. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальвани, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, А. Попов, С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, Э. Шрёдингер, Б. Филатов, Н. Бехтерева и многие другие.

10

Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Серг. Посад, 1917.

11

Беседа с академиком Г. Нааном. О диалектике познания // Наука и религия. 1968. № 12. С. 23.

12

Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999. С. 33–46.

13

Телеологический (от греч. τελειόω – оканчивать, доводить до совершенства, до конца, до цели; λόγος – слово, суждение, доказательство, разум). В данном случае – аргумент, основанный на целесообразности, разумности, совершенстве наблюдаемого мира.

14

По-гречески космос (κόσμος) – красота.

15

Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2, С. 39–40, 42.

16

Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 265.

17

Там же. С. 261.

18

Населённый космос / под ред. В. Д. Пенелиса. М., 1972. С. 77.

19

Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. М.: Мартис, 1993. С. 66.

20

Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Сергиев Посад, 1910. С. 176–177.

21

Цит. по: Рождественский Н. П. Христианская апологетика. СПб., 1893. С. 238.

22

Там же.

23

Горбовский А. Загадки древнейшей истории. М., 1971. С. 77–79.

24

Клячко В. Наука познаёт мир // Наука и религия. 1967. № 1. С. 72.

25

Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6–7.

26

Там же. С. 12.

27

Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М., 1858. Слово 21. § 120.

28

Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит. по: Рождественский Н. П. Христианская апологетика. СПб., 1893. Т. 1. С. 141.

29

Часто упоминаемая в церковной литературе дата 5508(9) лет от сотворения мира (и человека) до Рождества Христова не имеет под собой никаких библейских оснований. Эта цифра носит чисто символический характер. См., напр., труд проф. Московской духовной академии С. С. Глаголева «Прошлое человека». Сергиев Посад, 1917.

30

Дубинин Н. П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53.

31

Курьер. 1972. № 819, С. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. М., 1978. Т. 29. С. 50–54.

32

Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 565.

33

Титов В. Е. Православие. М., 1967. С. 301.

34

Зыбковец В. Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 161.

35

Там же. С. 78.

36

Там же. С. 110.

37

См., напр.: Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1873; 1875. Т. I–II; Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиография). Наиболее основательное исследование у этнографа В. Шмидта в его 12-томном труде «Der Ursprung der Gottesidee (Происхождение идеи Бога)». Münster, 1912–1955.

38

См.: Зубов А. Б. Победа над последним врагом // Богословский вестник. 1993. № 1.

39

См., напр., Керам К. Боги, гробницы, учёные. М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.

40

Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Серг. Посад, 1910. С. 176–177.

41

Возникший на её почве иудаизм – новая религия, об образе Бога в которой говорить сложно из-за его принципиальной противоречивости в различных течениях иудаизма.

42

Маркс К., Энгельс Ф. О религии. М., 1955. С. 160.

43

Барниколь Эрнст. Жизнь Иисуса в плане истории нашего спасения. Галле, 1958. С. 72. См. также: Аверинцев С. С. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи (увещательное послание Мары Бар-Серапиона к сыну) // Сб. Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. С. 67–75.

44

Письма Плиния Младшего. М.-Л.: Академия наук СССР, 1950. Кн. X. Письмо 96. С. 343–345.

45

Тацит П. Анналы. Л., 1969. Кн. 15. С. 298.

46

Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966. Кн. 5. С. 140.

47

При Понтии Пилате.

48

Флавий И. Иудейские древности. СПб., 1900. Кн. 18. С. 300.

49

В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (см. Деян., гл. 8–9). См. также: Сергий Мансуров, свящ. Очерки из истории Церкви // Богословские труды. М., 1971. № 6.

50

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. II.

51

Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном Иудеем. § 96.

52

Тертуллиан. Апология, XXIV.

53

Никон (Воробьёв), игум. Письма о духовной жизни. М.: Благовест, 2013.

54

Мысли Маркса и Энгельса о религии. М.: Атеист, 1955. С. 60.

55

Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272.

56

Деизм (от лат. Deus: Бог) – учение, говорящее о Боге как Творце Вселенной, но отрицающее Его Промысл о мире и человеке.

57

Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Пс. VI. 2 // Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49.

58

Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия // Творения в 8-и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 428–429.

59

Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. § 85 // Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 55.

60

Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 89. С. 599.

61

Богословские Труды. № 17. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 193.

62

Игнатий (Брянчанинов), свт. Об образе и подобии // Сочинения. СПб., 1905. Т. 2. С. 128.

63

Мысли Маркса и Энгельса о религии. М.: Атеист, 1955. С. 61.

64

Ранович А. Источники по изучению социальных корней христианства. Воинствующий атеист. 1931. Декабрь. С. 178.

65

Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. Вторая сотница. § 25 // Творения. М.: Мартис, 1993. Т. 1. С. 238.

66

Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Часть II // Творения. СПб., 1905. Т. 2. С. 369.

67

Consensus partum (лат.) – согласие отцов.

68

Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Часть I // Творения. СПб., 1905. Т. 1. С. 113.

69

Буквально – «с кафедры», то есть когда папа выступает как верховный пастырь и учитель церкви.

70

показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9).

71

Достоевский Ф. М. Бесы. Часть II. Гл. I. Ночь. VII.

72

См. подробно, напр.: Епифанович Л. Записки по обличительному богословию. Новочеркасск, 1904. С. 6–98.

73

Антонио Сикари. Портреты святых. Милан, 1991. С. 11.

74

Огицкий Д. П., Максим Козлов, свящ. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 69–70.

75

Катехизис Католической церкви. М.: Рудомино, 1996. С. 150.

76

Слово «индульгенция» в католичестве означает «отпущение земных и загробных наказаний за грех» (См. «Индульгенция». Христианство. Т. 1. С. 606). Индульгенции продавались или выдавались за совершение добрых дел и подвигов.

77

А. С. Хомяков по этому поводу писал: «Вооружась счётною книгою, составленною по правилам двойной бухгалтерии, с дебетом в виде греха и кредитом в виде добрых дел (подкреплённых, правда, жертвою Спасителя), человек вступает в тяжбу с Богом и в Римском казуисте находит себе благоприятного судью» (Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1886. С. 125).

78

Откровения блаженной Анжелы. М., 1918. С. 95–117.

79

Там же.

80

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1. С. 867–868.

81

Подобная же сверхспособность проявилась у оккультистки Елены Рерих, которой диктовал некто сверху.

82

Антонио Сикари. Портреты святых. Милан, 1991. Т. II. С. 11–14.

83

Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 69–88, 95.

84

Джеймс В. Многообразие религиозного опыта /пер. с англ. М., 1910. С. 337.

85

Повесть об одной душе// Символ. № 36. Париж, 1996. C. 95.

86

Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Часть I // Творения. СПб., 1905. Т. 1. С. 131.

87

Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М., 1994.

88

Паисий Величковский, прп. Сочинение о знамении Честного и Животворящего Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л. 39.

89

Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. Письмо № 203. М-СПб. 1995. С. 396.

90

Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45.

91

Там же. С. 230–232.

92

Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем к мирским особам. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 384.

93

Иоанн Кронштадтский, св. праведный. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. Мысли о Церкви и православном богослужении. Путь к Богу. Киев: Оранта, 2006. С. 56–57.

94

Игнатий (Брянчанинов), свт. Лютеранизм // Полн. собр. творений. М.: Паломник, 2002. Т. IV. С. 445.

Страница notes