Заболевания желудка. Современный взгляд на лечение и профилактику - стр. 4
Да, он не стал доктором медицины, его не допустили к преподаванию в университете. А читать он предполагал курс «внутренняя патология страданий». Но этот предмет вполне можно усвоить по его произведениям[1].
Он был открытым, добрым человеком. И мужественным. Придавая большее значение распространению санитарных знаний среди широких масс населения, он ратовал за повышение квалификации врачей, мечтал об открытии Института усовершенствования для них, принимал близко к сердцу судьбы медицинской прессы. Очень много сил и энергии пришлось приложить Антону Павловичу, чтобы спасти от гибели медицинские журналы «Хирургическая летопись» и «Хирургия». Об этой его деятельности известно не очень много, да он и не любил шумихи вокруг себя, во всем оставаясь истинным «профи» – как в медицине, так и в литературе. И в жизни, если допустить такое сравнение. В одном из писем он заметил: «Я не либерал, не консерватор…не монах, не индеферентист. Я хотел бы быть свободным художником и – только… Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах… Мое святое святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались…»[2]
Мы все живем на одной планете, и законы физиологии распространяются на всех. И все же мы разные. Это разнообразие определяется средой, где мы живем, природными условиями. Отсюда и берут свои корни особенности и традиции питания, потому что для каждого места характерны свои предпочтения. И если, к примеру, человек вырос на Крайнем Севере и с детства привык питаться свежей рыбой и морепродуктами, то, приехав в другой климатический пояс, без привычной еды он запросто может приобрести «несварение желудка», а то и гастрит. Так, например, у студентов петербургских вузов, приехавших на учебу с Чукотки, около года уходит на адаптацию, некоторые из них даже худеют от перемены пищи и воды, теряя до 5~6 кг веса. Потом происходит привыкание, поскольку адаптационные возможности организма высоки, но зато каждая посылка с национальными лакомствами воспринимается как большой праздник.
Мир объединяется, прежде всего, информационно. И становится унифицированным. Но ведь не из одной же fast food состоит наша жизнь? Тем более что в мире, в Европе, уже появилось движение, возвращающее нас к традиции slow food. В противовес «быстрой» еде народ агитируют за «медленную». Все закономерно: как раз однообразие и вызывает пристальный интерес людей к национальным особенностям: мышления, питания, образа жизни. В национальном разнообразии и есть единство нашего мира. А правила гигиены остаются незыблемыми уже много сотен лет.