Забей! Как перестать сомневаться в себе и начать жить по полной - стр. 2
5. «Я сам себе заботливый родитель». Пересмотреть принятую в процессе воспитания систему самоуправления и стать себе таким родителем, каким хочется: заботливым, принимающим, поддерживающим.
6. «Я себе друг». Встать по отношению к себе в позицию настоящего друга – того, кто поддержит во всех начинаниях.
7. «Я люблю себя». Обрести с собой глубокие интимные отношения на базе своей уникальности, субъектности.
Перечисленные ступени не следует рассматривать линейно, это некий процесс воссоединения с собой. Вероятно, какие-то из них у вас проработаны. Предложенные в книге этапы, на мой взгляд, помогут вам создать целостную картину осознанного и глубоко позитивного самоотношения, покажут места проблем, с какими зонами нужно поработать. Рассмотрим теперь более подробно описание каждой из ступеней.
Я у себя есть!
Отношение к себе: мое или не мое?
С чего начнем путь любви? Предлагаю изучить текущее отношение к себе. Понятно, что, отвечая на вопрос: «Как ты к себе относишься?» – человек способен что-то рассказать. Но чье это отношение? Конечно, скажете вы, наше! Тогда почему мы иногда или часто себя ругаем, критикуем, обижаем? Откуда появляются недовольство и даже борьба с собой? Что мешает жить в мире с собой и любить себя?
Поэтому прошу не торопиться с ответом, все не так просто. История нашего самоотношения достаточно долгая и формируется, как вы догадываетесь, в раннем детстве. Когда же оно начинает возникать? Далеко не сразу. Любопытный факт: в первые годы жизни ребенок не выделяет себя из мира, находится в тотальном единении с реальностью. Хотя младенец уже отделился от мамы, но у него еще нет собственного «Я». В представлении малыша мама является его частью, дитя огорчается и не понимает, если она исчезает даже на недолгое время. Интересная деталь: когда ребенок начинает осваивать речь, он первое время говорит о себе в третьем лице. Говоря психологическим языком, пребывает в разотождествленном состоянии. В младенческом возрасте дитя – открытая система, и все, что про него говорят родители, «боги-великаны», принимается им за чистую монету. Ребенку говорят: «Миша хороший», – и он повторяет за родителями: «Миша хороший».
На базе этой первичной внешней информации у ребенка возникает так называемая «Я-концепция», некое базовое представление о себе, с которым потом человек живет и на которое он потом опирается. Отсюда можно сделать вывод: почти все, что мы способны сказать о себе, – информация, полученная нами от других значимых людей. Если бы рядом никого не было, мы ничего не могли бы сказать о себе. «Я-концепция» как суммированное послание от значимых людей часто заменяет нам подлинное знание о себе. В дальнейшем иллюзия ее правдивости поддерживается тем, что мы неосознанно выбираем ситуации, где она подтверждается, и избегаем те из них, в которых она может не совпасть. Например, если у девушки идея себя «Я – некрасивая», она вряд ли пойдет участницей на конкурс красоты. Хотя внешне, вероятно, давно стала красивой и могла бы завоевать первое место.