Размер шрифта
-
+

Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей). - стр. 4

Дед звонко хлопал себя пузырем по голове, и объяснял, кто она такая:

– А вот моей жены портрет,
– Только в рамку не вдет.
– У меня жена – красавица,
– Собаки увидят – лаются,
– А лошади прочь кидаются.

Нарисована там была, в самом деле не очень-то красивая дама. Публика смеялась, а дед снова гремел горохом в пузыре и рассказывал уже про другое.

Например, принимался хвалить представление в балагане:

– В программе женщина-паук
– Без ног и без рук,
– А еще жонглер с факелами,
– На лбу – самовар с горячими углями.
– Почтеннейшие господа, остальное все ерунда!
– Пять копеек за вход – небольшой расход.

Или вдруг объявлял лотерею:

Разыгрывается чайник!
Нет крышки, нету дна!
Зато есть ручка одна!

В речах деда-зазывалы все, как в скоморошьей песне: обо всем подряд, и как будто – о чем попало, и поэтому смешно. Наверное, так и древние скоморохи зазывали людей на свои представления. Или даже два скомороха прикидывались очень нескладными людьми. Одного звали Фома, а другого – Ерема. Они появлялись перед началом представления и разыгрывали смешные сцены – точь-в-точь, как клоуны в цирке. Иногда Фома играл какую-нибудь очень известную плясовую, а Ерема плясал. Фома играл и смешно фальшивил в музыке, а Ерема, когда плясал, попадал не в такт и все время падал.


Когда мы говорим о скоморохах, то очень часто говорим: «наверное» или «может быть». Скоморошье творчество почти не записывалось на бумагу. А записывать музыку на магнитофон или на компакт-диски в те времена не умели. И кино снимать тоже. Поэтому про скоморохов мы многое не знаем. И даже о том, что знаем – чаще всего просто догадываемся. Скоморохи исчезли в XVIII в. – тогда в России появилось много театров. А скоморошье искусство осталось жить в преданиях. И еще скоморохи довольно долго жили при царском дворе. Правда, придворных скоморохов чаще называли шутами, чем скоморохами. У русских царей было даже особое учреждение, которое заведовало царскими развлечениями. Оно называлось тоже очень смешно, по-скоморошьему: Потешный чулан. Потешный чулан, чтоб развлечь царей, иногда собирал очень много скоморохов. Например, когда женился дьяк Никита Зотов, воспитатель царя Петра I, была устроена огромная шутовская процессия. В ней был большой оркестр, игравший на косах, сковородках, пузырях с горохом. Шуты ехали верхом на свиньях и козах, в тулупах, вывороченных шерстью наружу. Царь Петр заставил быть скоморохами на этой свадьбе многих богатых и знатных людей. Эти люди были очень важные и считали, что быть шутом – даже в шутку – недостойное дело. Однако и сам Петр с удовольствием наряжался и скоморошничал. И очень важным людям ничего не оставалось, как быть шутами – по примеру царя. Но уже тогда, в начале 18 века, скоморохов на Руси уже не было. А придворные шуты исчезли меньше чем через сто лет.

Страница 4