Размер шрифта
-
+

Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей). - стр. 12


Папа Карло, прежде чем вырезать из полена деревянного сыночка, тоже ведь был шарманщиком. Он ходил по дворам, играл на шарманке и пел песни. А потом снимал шляпу, и слушатели кидали ему мелкие монеты… То же самое делали итальянские шарманщики в России. Только их шарманки должны были научиться петь русские песни чтоб понравиться слушателям, которые по-итальянски, вообще-то ничего не понимают. И шарманки научились, например, такой песне.

По улице мостовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой,
За ней парень молодой.
Кричит: «Девица, постой!
Пойдем вместе за водой,
За холодной ключевой!»
«Ах, ты парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ —
Мой батюшка у ворот:
Зовет меня в огород
Чесноку-луку полоть.
Я по цветкам пойду,
По лазоревым гулять,
Цвета алого искать.
Не нашла цвета ала
Супротив дружка мила.
Ах, мой миленький хорош —
Чернобров, душа, пригож,
Мне подарочек принес,
Подарочек дорогой —
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок —
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить —
Хочу так дружка любить!»

В некоторых шарманках наверху были еще и куклы. Они плясали под музыку, когда крутилась ручка шарманки.


Сначала куклы были в итальянских костюмах, но потом они надели русские платья. Музыка шарманки сопровождала итальянский очень смелый спектакль про проделки Пульчинеллы. Пульчинелла был очень носатой и горбатой куклой. Он разговаривал писклявым голосом, и все у него из рук валилось! Постепенно русские артисты освоили и Пульчинеллу, и шарманку. Шарманка знала русские песни. А Пульчинелла стал Петрушкой. Спектакли с Петрушкой происходили так: где-нибудь во дворе или на городской площади появлялся шарманщик с помощником. Помощник ставил на землю легкие ширмы или привязывал между двух деревьев веревку и вешал на нее занавес. А покуда помощник хлопотал, шарманщик играл, и наверху его шарманки танцевали куклы… Но вот все готово! Из-за занавеса с визгом вылетает Петрушка – в красной рубашке, в колпаке, в лаковых сапожках. Он появляется и кричит:

– Эй, музыкант!

– Чего тебе? – отвечает шарманщик.

Театр Петрушки – особенный театр. Главный актер Петрушка разговаривает со зрителями и с шарманщиком. И потому публика тоже участвует в представлении вместе с музыкантом и куклами. Петрушка говорит, что хочет жениться. Он приводит невесту, чтобы показать шарманщику. А шарманщик играет «Камаринского», и Петрушка с невестой очень смешно пляшут.

Музыка тоже очень важное действующее лицо в спектакле с Петрушкой. Петрушка веселиться – и музыка звучит веселая. А когда Петрушка грустит – то и музыка бывает печальная. А печалиться Петрушке есть от чего. Мало того, что хочет он жениться, ему ведь еще лошадь нужна. И вот приходит Цыган и продает Петрушке лошадь. То есть Цыган-то хочет продать, но не на того напал! Петрушка его прогоняет палкой, под смех зрителей и веселую музыку шарманки. Петрушка садится на лошадь, и – вдруг падает! Лошадь-то он купил, а ехать-то на ней не умеет.

Страница 12