За фасадами старинных особняков. Экскурсия по самым известным петербургским домам - стр. 3
Участок, согласно купчей, перешел 21 мая 1787 года к жене тайного советника, камергера и шталмейстера князя Николая Алексеевича Голицына – Марии Адамовне (урожденной Олсуфьевой). В 1797 году, когда супругам потребовались деньги, они заложили свой участок на набережной и Галерной улице Императорскому воспитательному дому за 7000 рублей. Правда, вскоре им удалось его выкупить. Особняк принадлежал Голицыным до начала XIX века.
Следующим владельцем дома с самого начала XIX века был участник кампаний 1805 и 1806–1807 годов, Бородинского сражения, служивший в лейб-гвардии Преображенского полка, генерал-майор, а позднее обер-церемониймейстер, граф Станислав Станиславович Потоцкий. В первом браке он был женат на одной из пяти племянниц Потемкина, Екатерине Ксаверьевне Браницкой, – родной сестре Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, супруги известного новороссийского губернатора.
Итак, второй брак он заключил с весьма примечательной женщиной – Софией Витт. Заглянем в ее прошлое – мне кажется, благодаря ей и была создана легенда о Бахчисарайском фонтане.
Из многих источников известно, что, находясь в гостях у сестер Ушаковых, Пушкин набросал список своих увлечений женщинами. Впоследствии он был напечатан и вошел с историю как «Донжуанский список Пушкина». Список состоял из двух частей: в первой стояли имена женщин, к которым Пушкин испытывал более глубокие чувства. Эта часть списка заканчивалась именем жены. На четвертом месте начертаны буквы NN. По причинам, о которых вы узнаете позже, поэт не захотел раскрывать имя своей затаенной страсти. Эта загадка мучила многих пушкинистов. Они высказывали самые различные версии. Но на сегодня исторические изыскания председателя пушкинского клуба Н. А. Золотухина, специалиста по истории Крыма, кандидата исторических наук Т. М. Фадеевой, подтверждающие более раннее высказывание Л. П. Гроссмана, открыли имя красавицы, значащейся в первом списке поэта под номером четыре. Это – Ольга Станиславовна Потоцкая, в замужестве Киселева. Она была дочерью широко известной в Европе красавицы, гречанки Софии Константиновны Потоцкой, ранее Витт, урожденной Главани. Даже будучи уже в зрелом возрасте, эта женщина своей красотой произвела на Пушкина сильное впечатление, отображенное в образах Марины Мнишек в «Борисе Годунове» и Клеопатре, описанной в восьмой главе «Евгения Онегина».
Можно себе представить, какой красавицей была София Константиновна в юности! Советский коллекционер В. Магидс писал о ней: «Коллекционерский поиск привел меня однажды к этому портрету и оставил нас двоих. Из резной золоченой рамы смотрела элегантная красавица. Написанная с блеском, она буквально мерцала… Но откуда я знаю это лицо? Конечно же, я видел его у Ровинского, в “Словаре русских гравировальных портретов”. Я почувствовал аромат удачи. То была графиня София Потоцкая, называемая часто прекрасной фонариоткой, гречанка из Константинополя. Ее феерическая судьба больше похожа на вымысел, чем на подлинную жизнь».