Размер шрифта
-
+

Ювенальная юриспруденция. Том 2 - стр. 15

В эпоху 90-х одним из бедствий нашей страны стал социальный паразитизм. Он и по сей день существует и постепенно развивается. Общая оценка численности людей, ведущих паразитический образ жизни, по России в целом, составляет не менее 10 % от городского населения. Только бездомных в России насчитывается около 40 млн.

Социальный паразитизм – это антиобщественный образ действий, а нередко и образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда, паразитическому существованию, как правило, органически присущи примитивизм интересов, низкий культурный уровень, бездуховность, аморальное поведение, нарушение правовых запретов.

Таким образом, социальный паразитизм представляет собой такой образ жизни (общественного поведения) индивидуума, когда он умышленно (сознательно) стремиться обеспечить себе приемлемые условия существования в данном обществе за счёт самого общества.

Видами социального паразитизма являются бродяжничество и попрошайничество.

Бродяжничество – это систематическое перемещение лиц в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

Под попрошайничеством понимается систематическое выспрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей.

В числе специальных мер, направленных против социального паразитизма, необходимо назвать общегосударственные меры борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и нетрудовыми доходами.

Главный приоритет активной социальной политики – защита тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам. Государство и общество не должны бросать на произвол судьбы немощных, пожилых людей, неспособных свести концы с концами. Кроме того, в стране много частично или полностью нетрудоспособных людей, которые не в состоянии приспособиться к новым условиям экономического развития. Государство обязано дать этим людям возможность заработать на жизнь хотя бы в рамках тех условий, выйти за пределы которых они не в состоянии[25].

Итак, девиантное поведение как отклоняющееся от социальной нормы поведение человека нашло своё широкое распространение в нашей стране, что, безусловно, создаёт угрозу общественной безопасности, законности, правопорядку и дисциплине в целом. Источником развития такого поведения является духовный кризис, поглотивший государство. Под его воздействием люди попадают в плен страстей и придаются чревоугодию, блуду, сребролюбию, гневу, печали, унынию, тщеславию, гордости. Они в свою очередь служат катализатором, отправной точкой для попрания норм, установленных в обществе, как писанных (нормативно-правовых актов), так и не писанных (нравственных норм). Провоцируют совершение девиантных поступков. Причём прослеживается пряма связь перечисленных выше видов девиации и страстей

Страница 15