Размер шрифта
-
+

Юпитер - стр. 18

Она сдвигает пушистые брови.

– Совершенно убеждена.

– Стало быть, думая о беде, я ее тем самым притягиваю?

Она снисходительно улыбается и говорит мне «докторским голосом» – так я обычно называю ее назидательную интонацию:

– Если зациклишься на этом – без перерыва на обед, – сдвинешься. Вот тебе и беда. Не вызывай огонь на себя.

Логично. Но это совсем не то, что я хотел от нее услышать. Она замечает мою реакцию.

– Я что-нибудь сказала не так?

– Так, да не так. Слишком рассудочно.

– Уж извини. Моя работа и есть апелляция к рассудку.

Как опытный лекарь, меняет тему. Взглядывает на раскрытую книгу.

– Все Мандельштам, Мандельштам, Мандельштам…

– Все васильки, васильки, васильки…

– Почему – васильки?

– Есть такие стихи.

– Мандельштама?

– Апухтина. «Сумасшедший».

– В самом деле? Я их не знаю.

– Зря. Они – по твоей части. Человек ощущает себя королем, царем, императором и вместе с тем песчинкой, раздавленной колесом. Знакомо?

– Вариантов здесь много, а в общем-то картина рутинная. Все те же поиски компенсации. Но это ведь уже было у Гоголя.

– Все мы вышли из гоголевского безумия.

Она смотрит на портрет Мандельштама.

– Гидроцефал.

– Черт побери. От вашей классификации мира впору завыть. Моя дорогая, он не гидроцефал, а талант.

– Все гидроцефалы талантливы. Ты ведь тоже гидроцефал. А погляди на его лицо. Оно заносчивое и несчастное. Как у апухтинского героя.

Знакомая острая тревога, заставившая ее позвать, входит во все мое существо. Мне снова нужна твоя защита. Оля, спаси меня, бога ради. «Петербург, я еще не хочу умирать».

Но на этот раз мне что-то мешает просить о помощи. Я не должен, не смею показать свою слабость. Вместо того чтоб прижаться к Ольге, уткнуться лицом в ее подмышку, кладу ладонь на ее круп. И с удовольствием отмечаю, – она по-прежнему густо краснеет. Должно быть, это неистребимо.

– Перестань, – говорит она недовольно.

И не подумаю. Нет, дорогая. Чувствуй мою хозяйскую руку.

– Подчиняйся, – говорю я негромко. Негромко, но, однако же, – веско.

8

Юпитер. Внутренний монолог. (Дневник роли.) В начале мая в Ленинграде в издательстве произошла безобразная сцена. Безобразной ее называют свидетели, так они хотят подчеркнуть свое сочувствие потерпевшему. На мой взгляд, – сцена анекдотическая.

Мандельштам дал пощечину Алексею Толстому. Пощечина, правда, своеобразная. Двумя пальцами едва прикоснулся к графской благородной скуле и попросил это прикосновение считать пощечиной – смех, да и только! Случилась у них какая-то свара, чуть ли не два года назад. Писатель Саргиджан, прохиндей, неуважительно обошелся с его женой, и вот Мандельштам потребовал, чтоб созвали суд чести, где председательствует Толстой. Ясно, что там дело замяли.

Страница 18