Размер шрифта
-
+

Юмор. Стендап. Психология сцены. Пособие для артистов и им сочувствующих - стр. 6

Смею предположить, что чувство юмора одно из конкурентных преимуществ человека в эволюционной гонке. Те сообщества, где чувство юмора было сильнее развито, где лидер был способен транслировать свою видение мира и правильного поведения, высмеивая неправильное, отжившее, устаревшее поведение, выигрывали у сообществ, где общение проходило более консервативно.

Вполне вероятно, что юмор является иллюстрацией эволюции уже не биологической, а поведенческой. Каждое новое поведение проходит проверку микронасмешками. Так происходит с каждым новомодным веянием, – включите «Вечернего Урганта» 2013 года и увидите, что основным объектом насмешек были новые гаджеты, стремление делать селфи, заявления знаменитостей, новинки кино.

Каждое новое культурное событие неизбежно становится объектом для шуток. И проходя этот этап закаляется и проверяется на прочность. Неправильное поведение делает шаг назад, а удачная «мутация» поведения инсталлируется в культурное пространство и повседневную модель поведения. Как например произошло с селфи: сначала высмеивали, потом это стало нормой.

Это похоже на биологические мутации, которые так же сначала являются отклонением от нормы, но самые удачные приспособленческие нововведения становятся новой нормой.

Это заставляет задуматься о том, какую большую роль играет юмор в формировании не только здорового общества, но и в личной психогигиене каждого читателя (и автора).

Как шутить не обидно


В здоровом дружном коллективе легкие шутки над недостатками друг друга являются коллективной работой над собой. Про сатириков нередко говорят, что они «зеркало общества». В этом есть глубокий психотерапевтический смысл и большая польза.

Однако каждый из нас сталкивался с обидными шутками. Многие из вас были по обе стороны баррикад. Иногда шутят над нами, и мы даже замечаем, что шутник не имеет цели принести пользу своими колкими замечаниями, а вошёл в раж и уже действует из живодёрских или хулиганских побуждений.

Иногда даже не желая обидеть, сделать больно человеку уколов его в слабое место.

Важно понимать следующее: мы можем шутить над недостатками, которые можно исправить и не можем рассчитывать, что не обидим человека, если будем шутить над тем, что он не в состоянии изменить.

Второе: мы не можем шутить над незажившими ранами. Например, сегодня шутить над татаро-монгольским игом вполне нормально, команды КВН из Бишкека и Рязани с юмором отнесутся к подобным шуткам. Это зажившая рана. Шутки же касающиеся афганской или чеченской войны скорее всего могут причинить боль тем, кто пострадал в этих конфликтах.

Страница 6