Юмор. Стендап. Психология сцены. Пособие для артистов и им сочувствующих - стр. 15
Например нельзя быть более дверным, но можно быть более или менее богатым, добрым, постоянным.
Противоположные по смыслу антонимы лежат на противоположных полюсах этих шкал.
Например: твердый и мягкий, полезный и вредный, злой и добрый, нежный и жестокий.
Каждая из этих пар оценивает одно и то же свойство, но оценивает его противоположными значениями.
Несмотря на свою кажущуюся занудность – именно это знание – есть основа для любых шуток.
Даже каламбуры часто содержат в себе парадоксы.
Пример:
Пенсиардер
(бедный и богатый)
Трудовые блудни
(общественный и интимный, трудящийся и отдыхающий)
Котаин (кот и кокаин)
(редкий – частый, запретный – общеупотребимый, опасный – дружелюбный)
Для того, чтобы понимать, какие из ваших идей достойны проработки, а какие – случайны, вам необходимо оценивать насколько мощных в них парадокс. Понимаете ли вы какие антонимы содержатся в ваших идеях?
Раскладывать свои комедийные идеи нужно именно на два прилагательных.
Существительные не подходят в большинстве случаев. Например, у слова ковер нет однозначного антонима.
То же самое и с большинством глаголов. Какой антонима у слова «читать»?
Справедливости ради надо сказать, что у многих глаголов есть антоним – глагол обратного действия: вспоминать – забывать, продавать – покупать. Однако избегайте глаголов, если это не очевидная ситуация, типа всплывать – тонуть. Используйте прилагательные.
Раскладывая парадоксы в ваших предпосылках на антонимы, следите затем, чтобы не использовать однокоренные антонимы: красивый – некрасивый, комфортный – дискомфортный, радостный – безрадостный. Они часто заводят в тупик.
А вот красивый – уродливый, удобный – дискомфортный, радостный – печальный, – дают понимание, что играть на сцене и вокруг чего выстраивать текст.