Йога для начинающих - стр. 36
2. Слон может тщательно вымыться в озере, но стоит ему вернуться на берег, как он тут же снова осыпает себя пылью.
Изначальной причиной страданий является авидья – незнание нашего настоящего положения. Под влиянием невежества человек действует как наслаждающийся и страдает от следующих за этим реакций. Пока человек не знает своего истинного «я», он обречен совершать неверные поступки, все сильнее погрязая в материальной скверне. Устранить невежество – это лучший путь избавления от страданий.
В «Бхагавадгите» (7.26) говорится: «Кто совершал благочестивые поступки в этой и прошлой жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне». В этом стихе объясняется, кто может подняться на трансцендентный уровень. Грешникам, атеистам, глупцам и лицемерам очень трудно выйти из-под влияния двойственности, то есть избавиться от желания и ненависти. Только те, кто в течение многих жизней соблюдал религиозные заповеди, совершал благочестивые поступки и освободился от последствий своих грехов, может встать на путь преданного служения и постепенно обрести чистое знание о Верховной личности бога. Со временем такие люди полностью погружаются в мысли о ней и входят в состояние транса. Так они поднимаются на духовный уровень.
Существуют разные формы избавления от страданий. Ниже приведены некоторые примеры.
Медицина оказывает воздействие на прарабдха-карму, устраняет следствие, но не идет дальше по причинно-следственной цепи.
Психотерапия оказывает воздействие на абхинивешу (пытается вытащить причину наших страданий из ума на более тонком уровне и как-то нейтрализовать ее).
Аюрведа оказывает воздействие на прарабдха-карму.
Кармические методы (покаяние, аскеза, праясчита) оказывают воздействие на прарабдха-карму, в лучшем случае на уровне биджам; благотворительность нейтрализует уровни раги и двеши (человек избавляется от эгоистических тенденций).
Гипноз оказывает воздействие на абхинивешу.
Кармические ведические ритуалы (чандрая, обеты) ведут к уничтожению последствий конкретного греха.
Аштанга-йога (пратьякша) – конкретный метод избавления от страданий. То есть когда у вас появилась дурная мысль, а вы «засекли себя на месте преступления» и «заменили хорошей привычкой», это оказывает воздействие на уровень раги, двеши и абхинивеши.
Гьяна-йога доводит до уровня асмиты. Она пытается избавить от ложного эго. Конкретный метод – размышления (вичар). Гьяна не избавляет человека от зависимости, не дает ему бога. Авидья – самая тонкая форма невежества, на нее действует только бхакти.