Яркое осознавание. Наставления Кхенпо Гангшара об уме - стр. 15
Как в практике махамудры, так и в дзогчен фундаментальный метод – это смотреть на природу своего ума и постигать её: обнажённой, так как есть. Именно этой технике учат наставления Кхенпо Гангшара. Очень важно рассмотреть эти методы и наставления как с абсолютной точки зрения Дхармы, так и с временной точки зрения этого мира. Причина в том, что они могут помочь нам как в хорошие, так и в плохие времена.
Некоторые люди счастливы и не знают проблем. Всё идёт так, как должно идти, и они довольны, здоровы и радостны. Но что с нами происходит, когда мы счастливы, здоровы и радостны? Часто наше мышление становится запутанным. Об этом говорят, что внешние феномены слишком яркие, а наш внутренний ум недостаточно ярок. В результате этого мы забываем о своих высших целях и перестаём практиковать Дхарму. Однако мы не должны забывать о практике. Нам нужно иметь возможность практиковать медитацию на природе ума, и, если мы будем это делать, наша практика будет идти хорошо. Именно поэтому важно практиковать Дхарму, когда всё идёт хорошо.
Иногда люди сталкиваются в своей жизни со множеством проблем. У них много препятствий, ничего не получается, и им кажется, что они ничего не могут сделать – всё идёт наперекосяк. Когда это происходит, нами часто овладевают страдания и мы начинаем жалеть себя, думая: «У меня сейчас сложный период». Однако в этом нет смысла. Бывают люди, испытывающие сложности с сильными негативными эмоциями и возникающими болезненными состояниями. Нам не следует удивляться и поражаться, если в нашей жизни есть какие-то проблемы. В такие моменты нам может помочь наша практика: если мы будем медитировать на этих наставлениях, они помогут нам и мы не будем так сильно страдать.
Счастливы мы или несчастны – важно размышлять о природе своего ума. Такая практика напоминает об афоризме лоджонг, или тренировки ума:
Когда всё идёт хорошо, медитация на природе ума не даёт нам заигрываться. В плохие времена мы не утопаем в унынии и отчаянии. Если мы медитируем на природе ума, нас не одолевают такие трудности и всё идёт хорошо. Это крайне полезно.
Кхенпо Гангшар был несравненным ламой. До его визита в монастырь Трангу я почти ничего о нём не знал. Незадолго до его прибытия многие люди говорили, что его наставления самые лучшие, а благословения – самые сильные и могущественные, и, услышав это, я решил тоже получить эти благословения. Однако, когда он прибыл, в первый день я не почувствовал ничего особенного. Я ничего не почувствовал и на второй день. Я был разочарован, но люди говорили, что его благословения можно получить через его наставления об уме, так что я решил испросить их. Он даровал мне эти наставления, и поначалу я снова ничего не почувствовал. Однако через несколько дней за ужином у меня возникло определённое чувство, и я внезапно осознал: «Так вот о чём говорил лама! Вот что он имел в виду!». Я пережил такое чувство, которого никогда раньше не испытывал, и именно тогда осознал, каким он был выдающимся ламой и насколько сильны его учения. Именно так это произошло.