«Я родился в России». Юрий Бернадский - стр. 22
Смотритель «старого маяка», исторической славы России. Знающий точно, она одна такая страна – Россия: «Русский – тот, кто любить Россию и служит ей» – Петр I.
Необходимо выделить в стихах Бернадского тот идейный каркас, который отнюдь не личен, а выражает зависимость от характерных комплексов нашей эпохи, интеллектуальных эгоцентристских веяний времени, религиозных и светских тенденций.
Примета этой зависимости – романтическая тема состязания «сильной личности» с законами и обычаями мира, до тошноты замазанными разглагольствования по поводу «идейного тупика», – «Задурили сознанье народу – Прежде, мол, несвободным он жил» (Бернадский) – понятая через ницшеанский код «Одиссея», то есть – вопреки всему, «прогнозам вопреки» (Бернадский) – метафоре, высвечивающей авторский дух индивидуальности:
Поэтическая декламация – многосюжетность, ассоциативность, связь прошлого и настоящего, густая эмоциональная окраска. Поэзия выдает объективный социальный паспорт, отражение переломного состояния, сдвига социальной жизни. Она взрывает «канонизированное сословие», максимально приближенное к власти и казне, основное свойство которого благовидный обман и правдоподобная ложь; они «разлагающей порчей» (определение Бернадского) накрывают Отчизну:
От стихов Бернадского кровь бунтует как от укуса тарантула и пьянит голову, как от лучшего вина из папского подвала «…А сыплет щедро, и ему еще прибавляется – Царь Соломон. Притчи:
Поэтический подвиг Бернадского олицетворяется с нравственным детонатором времени, в его стихах – искренняя исповедь души, благодарность родителям, согражданам и Отчизне. Будто Вергилий, по преданию установивший близ Везувия особую статую, сдерживавшую активность вулкана, поэзия Бернадского останавливает мутные потоки анархии с хаосом на пути «Локомотива по имени «Россия»: