Взломай код общения. Как говорить убедительно, заключать выгодные сделки и влиять на людей - стр. 13
На картине изображены двенадцать апостолов за последней трапезой – после нее Иисус узнает, что Иуда его предал.
О каких же подсказках речь? Во-первых, посмотрите на руки Христа. Они расставлены в стороны, ладони хорошо видны зрителю. Это универсальный сигнал, говорящий о том, что человек открыт. Когда мы видим чьи-то ладони, наш мозг понимает, что от нас ничего не скрывают. Однако одну ладонь Христос опустил, и это очень необычно. Ведь, как правило, Христа изображают так, чтобы были видны обе ладони. Почему же здесь иначе?
Ладонь, развернутая вверх, – сигнал открытости и доверия, сильной теплоты; его лучше всего использовать, чтобы люди открылись, были готовы к сотрудничеству. Когда я перехожу к той части своей презентации, в которой предполагается общение с аудиторией, я всегда использую этот жест, чтобы показать, что готова к вопросам.
Рука, опущенная ладонью вниз, – сигнал власти и доминирования. Это признак высокой компетентности. Такой сигнал лучше всего использовать, когда нужно дать указание, команду или инструкцию – в ситуациях, не предполагающих вопросов или обратной связи. Чаще всего его применяют люди, занимающие руководящие посты.
На картине Христос посылает оба сигнала – это идеальное сочетание теплоты и компетентности[25].
Следующий сигнал – поза Христа в целом. Он изображен в самой экспансивной позе по сравнению с двенадцатью апостолами, что говорит об огромной важности его фигуры. Еще это признак компетентности. Чем больше места занимает человек, тем увереннее он выглядит и чувствует себя. С помощью этой экспансии да Винчи показал важность Христа.
Сигнал компетентности художник уравновесил необыкновенно мощным сигналом теплоты – наклоном головы. Это универсальный признак вовлеченности. Мы в прямом смысле наклоняем голову, пытаясь лучше расслышать собеседника, даем одному уху больше шансов уловить, что нам говорят.
Некоторые апостолы используют признаки экспансии без наклона головы или, наоборот, наклон головы без признаков экспансии. Христос – единственная фигура, соблюдающая баланс. Неизвестно, думал ли об этом да Винчи или нет. Однако он изобразил идеальную комбинацию: Христос выглядит очень компетентным (могущественным) и очень «теплым» (заслуживающим доверия).
Противоположностью экспансии можно назвать попытку занять как можно меньше места: те, кто съеживается, сигнализируют о низкой уверенности в себе. У кого самая напряженная поза? Конечно, у Иуды – апостола, который предал Христа.
Он также посылает сигнал блокировки: мы видим выставленную вперед руку. Блокировка защищает наше тело, образуя дистанцию между нами и собеседником. То же происходит, когда мы скрещиваем на груди руки или держим перед собой какой-нибудь предмет: например, ноутбук, планшет или диванную подушку. И если Христос полностью открыт и ничто не загораживает его от нашего взгляда, то Иуда – единственный апостол, изображенный в сжатой, блокирующей позе. Все остальные простодушно поднимают руку, указывают на что-то или жестикулируют, и только он блокирует. Таким умным способом да Винчи сигнализирует о виновности Иуды. Человек, совершивший преступление, скорее почувствует необходимость невербально защитить себя, выставив блок.