Взлом мышления - стр. 6
Третья доктрина – «Благородный дикарь»9 появилась раньше Духа в машине, но развитие получила немногим позже. Это был некоторый этап смирения перед новыми научными данными. Что-то наподобие: «Духа может и нет, но найдите что-нибудь, я верю, что что-то точно есть!». Идея Благородного дикаря пропагандировалась естественным путём, через художественные произведения и искусство в целом10.
Все «пропагандисты», в хорошем смысле этого слова, жили в разные промежутки времени, они направляли культуру и науку в сторону того, что общество представляет из себя сейчас. Плохо ли это? Равенство прав, смена диктаторских режимов, отмена рабства, прекращение войн ради мира или веры и, конечно же, эти 3 доктрины олицетворяют прогресс.
Это всё было своевременно, актуально и полезно для общества.
Сейчас же стоит об этом забыть.
Да, вы не ослышались!
«Оууууу… противник прогресса?» – подумаете вы.
Начитавшись Чака Паланика на время я и сам в это поверил, контркультура существовала всегда, сейчас же у неё простор для творчества и агитации. Западные интеллигенты призывают противиться прогрессу, ставят вопрос развития ребром. Заразившись вы можете сказать, что индивидуализм – это «чушь собачья», что люди – биороботы, что жизнь – это лишь бесконечный процесс окисления и восстановления11.
Мы зациклены на себе, это факт.
В истории еще такого не было, это факт.
В XXI веке мы можем описать механизм психики и работу мозга, это факт.
Некоторая когорта интеллектуалов ненавидят прогресс. В своей книге Нисбет12 подметил, что это «движение» начало развиваться в XIX веке у небольшой группы, а в наше время «противниками прогресса» стали уже миллионы и миллионы обычных граждан. Идея переросла узкие общественные группы и стала частью контркультуры.
Этого следовало ожидать по двум причинам:
1. Нам всегда кажется, что мир становится хуже. Что-то плохое случается быстро, хорошее изменение порой нужно еще и отследить. Наше сознание более восприимчиво к негативу, а добавьте сюда масс-медиа и картина будет не из приятных.
2. Все три доктрины имели благородные цели и неверные предпосылки.
На этом нужно остановиться поподробнее. В наших суждениях есть некоторый культурный контекст, мы интуитивно принимаем эти три доктрины, по-другому и быть не могло. Нам нравится думать о равенстве прав, что мы можем стать кем-угодно, что в нас есть «нечто» кроме физиологии в целом и строения мозга в частности, что наши поступки благородны априори, а все эти инстинкты нам «подкинули».