Вызов ислама и Православная церковь
Сноски
1
Все цифровые примечания помещены в конце книги. – Ред.
2
О значении символа рыбы в древнем христианстве см. следующую главу (с. 25).
3
Остраконы – черепки, обломки кирпичей, сосудов и так далее, использовавшиеся как материал для письма бедными людьми, которые не могли себе позволить дорогой пергамент.
4
Осман – третий халиф после Мухаммеда, составивший Коран в современном его виде.
5
Асхабы – сподвижники.
6
Шииты и сунниты – две древнейшие конфессии традиционного ислама. Подробнее о них см. любую справочную литературу.
7
Самудяне, по Корану, народ пророка Салиха, уничтоженный Богом за непослушание пророческому наставлению. – Ред.
8
Мадианитяне, по Корану, языческие народы, уничтоженные Богом за то, что не уверовали в посланных с ним пророков. Мадианитяне часто упоминаются в Ветхом Завете. Именно они купили Иосифа у его братьев (см.: Быт. 37, 28), к ним бежал Моисей из Египта (см.: Исх. 2, 15), их старейшины вместе с моавитскими ходили к Валааму (см.: Чис. 22, 7). В Библии ничего не сказано о «пророке Шуайбе», который якобы проповедовал им Единого Бога (Коран 7.85). Не являлись они и безусловными язычниками: известно, что у них был священник Божий Иофор, тесть Моисея (см.: Исх. 18, 12), и что они ходили к пророку Единого Бога Валааму. Мадианитяне полностью уничтожены израильтянами (см.: Чис. 31, 7-9), а не стихийным бедствием, как сказано в Коране.
9
Салих – один из коранических пророков.
10
Вифания – город в окрестностях Иерусалима.
11
Эммаус – город в Иудее.
12
Валерий Грат – прокуратор Иудеи до Пилата.
13
Марцелл – прокуратор Иудеи до Пилата.
14
Елеонская гора – гора в Иерусалиме.
15
Эндемичный – встречающийся только в каком-либо определенном районе.
Комментарии
1
Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1986; Коран / Пер. смыслов В.М. Пороховой. М., 1993.
2
Примечательно то, что автор Корана, по-видимому, был уверен, что христиане считают Троицей не Отца, Сына и Святого Духа, а Отца, Мать и Сына: «И скажет Бог: “О Иисус, сын Марии! Разве ты сказал людям: "Примите меня и мать мою двумя богами помимо Бога!"?” “Хвала Тебе! – ответит Иисус– Как говорить мне то, на что мне права нет?.. Я говорил им только то, что Ты мне повелел (им возвестить): "Богу поклоняйтесь, что Един – и мой и ваш Господь!"” (5.116-117)». И в другом месте: «Поистине, мы дивный слышали Коран! Он к истине указывает путь, в него уверовали мы и в поклонении Богу других богов не будем измышлять. И пусть величие Божие вознесется – не брал Он ни супруги и ни сына» (72.1-3).
3
Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. М., 1993. С. 41, 72.
4
Он же. Жизненная миссия пророка. М., 1992. С. 9.
5
Ал-Ашкари Мохаммад Сулейман. Познакомиться с исламом. М., 1995. С. 14.
6
Анонимный сборник «Взгляд на ислам». Первомайское, 1992. С. 40.
7
Порохова В.М. Комментарии//Коран. М., 1993. С. 544.
8
Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. Чикаго, 1992. С. 72.
9
Цит. по: Ориген. Против Цельса. М., 1996. С. 125.
10
Цит. по: Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1990. С. 342.
11
Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 76.
12
Цит. по: Грейвз Р. Царь Иисус. М., 1997. С. 8.
13
Книги Сивилл. М., 1996. С. 85.
14
Любопытна инверсия: ожидаемое пришествие Мессии описывается в тексте прошедшим временем, а уже бывшее распятие Иисуса – будущим.
15
См.: Михаил (Мудьюгин), митр. Введение в основное богословие. М., 1995. С. 175.
16
Тацит. Анналы, 15.4//Тацит. Сочинения. В 2-х т. Л., 1969. Т. 1.
17
См.: Михаил (Мудьюгин), митр. Введение в основное богословие. С. 175; датировка – по Еврейской энциклопедии.
18
Иосиф Флавий. Иудейские древности 18.33. Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 73. Относительно подлинности этого места Флавия в известной до недавнего времени редакции было много споров, однако тот текст, который приводим мы, единогласно считается в современной науке подлинным.
19
Цит. по: Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. С. 115.
20
См.: Ристо Сантала. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1996. С. 15; Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 73. Сама «История» Талла, к сожалению, не сохранилась, некоторые фрагменты ее цитирует Юлий Африкан (220 г.), однако я не смог обнаружить и нужного сочинения Юлия Африкана, так как он не переводился на русский язык. Тем не менее в современной науке это упоминание считается подлинным и связывается именно со Христом.
21
Отчасти возможность более ранней датировки подтверждает и христианский апологет Тертуллиан, который в одном месте своей «Апологии» (написанной в 197 году) намекает на то, что язычники спрашивали о Христе у своих богов через оракулов.
22
Цит. по: Ранович А. Б. Античные критики христианства. С. 351.
23
См.: Церковно-общественный вестник. 1997. № 12. С. 4.
24
См.: http://www.t-sluzhenie.ru/taxonomy/term/14?from=30.
25
Синельников Вячеслав, диак. Тайны Библии. М., 1996. С. 23.
26
Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 74. Астрономически такое явление невозможно, что и было замечено еще древними авторами.
27
См.: Андерсон Дж. Н. Иисус Христос: Свидетельство истории. СПб., 1995. С. 27.
28
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: В 2-х т. СПб., 1868. Т. 1. С. 200.
29
Мученичество св. Поликарпа Смирнского // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 149.
30
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 201. В настоящее время оспаривается принадлежность «Филопатриса» Лукиану однако знакомство его автора с древним христианством несомненно.
31
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 1. С. 201.
32
Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 44.
33
Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996. С. 150.
34
Цит. по: Андерсон Дж. Н. Иисус Христос: Свидетельство истории. С. 121.
35
Цит. по: Бобринский А. А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995. С. 40.
36
Цит. по: Ранович А. Б. Античные критики христианства. С. 275, 277.
37
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 236.
38
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 237.
39
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 236.
40
Цит. по: Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. С. 97.
41
Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. Гл. 7// Ранние отцы Церкви. С. 104.
42
См.: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 67.
43
Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 214.
44
См.: Луковникова Е. А. Древнехристианская изобразительная символика//Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 75.
45
См.: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С. 215.
46
Козаржевский А. Ч. Новый Завет в свете новых археологических открытий. М., 1985. С. 2.
47
См.: Информационный бюллетень Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ. 1997. № 3; Радонеж. 1997. № 20. С. 133.
48
Датировка по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 26.
49
Андерсон Дж. Н. Иисус Христос: Свидетельство истории. С. 24.
50
Датировка всех рукописей, за исключением оговариваемых случаев, по: Nestle E., Aland K. Codices graeci et latini in hac editione adhibiti. Stuttgart, 1993.
51
Датировка по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства.
52
Датировка по: Михаил (Чуб), архиеп. Памятники древнехристианской письменности//ЖМП. 1955. № 12. С. 37.
53
Текст см.: Свенцицкая И. С. Апокрифические Евангелия. М., 1996. С. 58–59.
54
Метцгер Б. М. Текстология Нового Завета. М., 1996. С. 90.
55
О библейской археологии // Библия. Брюссель, 1989. С. 2352. Приложение.
56
См.: Козаржевский А. Ч. Новый Завет в свете новых археологических открытий. С. 131.
57
Более развернуто это описано у Дж. Макдауэлла: Неоспоримые свидетельства, и отчасти у А. Юркова: (см.: Юрков А. Новозаветная география Палестины//ЖМП. 1991. № 11; 1992. № 2, 4), и у Санталы Ристо: Мессия в Новом Завете.
58
Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 35.
59
Журавский А. В. Иисус в Коране // Мир Библии. 1997. № 4. С. 91.
60
Например: «Что же касается Корана, то он до единого слова, до единой буквы остался в таком же виде, в каком был ниспослан Всевышним, в нем нет изменений ни в едином слове или огласовке» (Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. С. 72). Столь категоричный и очевидный (само)обман объясняется тем, что в отличие от христианства в исламе текстуальность «последнего священного писания» является одним из основных догматов, по которому Коран существует вечно, его оригинал находится на седьмом небе, откуда он «в последние времена» был в точности ниспослан Мухаммеду, в точности записан, в точности составлен и ни один человек не имеет никакого отношения к его созданию. Таким образом, любое фактически подтвержденное изменение текста Корана (содержательность его при этом не играет роли) опровергает в одном из аспектов веру мусульман.
В христианстве же, где Писание мыслится как одна из ипостасей Священного Предания, идущего через апостолов от Самого Христа (см.: 1 Кор. 11, 2, 23), – Предания, которым жила Церковь до написания книг Нового Завета, на основании соответствия которому эти книги принимались Церковью и которым Церковь продолжает жить и по сей день, наличие текстуальных изменений в принципе никоим образом не умаляет веры. Разночтения были известны и в древности и своим существованием не производили никакого смущения. Те разночтения, которые соответствовали Преданию, имели авторитет, равный с самим Евангелием; те же не только разночтения, но и целые евангелия, которые не соответствовали этому Преданию, отвергались как апокрифические.
Богодухновенность Священного Писания в христианстве мыслится не как принадлежность каждой черты, каждого знака Богу, диктующему Свои откровения евангелисту, который выступает при этом лишь как пассивное орудие, но как сотрудничество, соработничество Святого Духа – Бога и человека, при котором не подавляются индивидуальные особенности личности пишущего и его творческая воля, но Божественным наитием вдохновляются, напитываются истиной и благословляются. Потому несущественные различия между Евангелиями, которые в них иногда встречаются, не опровергают, но, наоборот, только подтверждают истинность Благой Вести, свидетельствуя о том, что пишут живые, конкретные люди, являющиеся свидетелями тех событий, о которых повествуют, и обладающие самостоятельным взглядом на них.
61
Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986.
62
Успенский И. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1994; Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. В последнее время археологи склоняются к более поздней дате: начало III века, однако, если учесть, что все символы – восточного происхождения и проникали на запад постепенно, следует отнести сами иконографические типы в большинстве своем ко II веку.
63
Цит. по: Дидат Ахмед. Христос в исламе. Б.м., б.г. С. 27.
64
Кадри Абдул-Хамид. Догматы христианства. Новосибирск, 1995. С. 5.
65
При всем уважении к святому апостолу Павлу, его Послания в Церкви никогда не ставились выше Евангелий. Во II веке еретик-гностик Маркион попытался отвергнуть весь новозаветный канон, оставив в качестве священных книг лишь Послания апостола Павла и Деяния апостолов, за что был единодушно осужден всей Церковью.
66
Мусульмане (и другие антитринитарии) пытаются опровергнуть это, говоря, что самого слова «Троица» в Новом Завете нет. По их логике, этот факт непременно свидетельствует о том, что и самого понятия такого первые христиане не знали. Однако любой желающий может внимательно просмотреть современный текст христианского Символа веры – там он также не обнаружит слова «Троица». Означает ли это то, что современные христиане не знают во Едином Божестве Отца и Сына и Святого Духа? Мы поклоняемся не тем или иным словам и терминам, а той духовной истине, которая выражается посредством этих слов и терминов, при этом они существенны ровно настолько, насколько способны выражать эту истину. Мы отдаем себе отчет в том, что вечная реальность никогда не может быть полностью отражена каким бы то ни было словом человеческого языка, и поэтому несущественно, выражается ли православное понятие Бога словом «Троица» или каким-либо другим – главное, чтобы само понятие было неискаженным. Беспристрастное рассмотрение Священного Писания и памятников письменности раннехристианской Церкви убедительно показывает, что такого понятия Бога, как Единого Триличностного Существа, у первых христиан было. Что же касается терминов, то в Коране, например, нигде не сказано, что Мухаммед есть последний пророк, тогда как это один из главных догматов современного ислама.
67
Об исконности именно такого понимания жертвы см.: Зубов А. Б. История религий (палеолит). М., 1995. С. 58.
68
Словарь ислама. М., 1988. С. 75.
69
См.: Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. Казань, 1997. С. 15.
70
Воскресение же Христово не является «хеппи-эндом» хотя бы по той причине, что оно вообще не является «эндом» – напротив, это самое начало нового Царства Божия, новой жизни Тела Христова – Церкви.
71
Составлено по: Слободской Серафим, прот. Закон Божий: Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994; Мень Александр, свящ. Иконография Христа и загадка Туринской Плащаницы. М., 1991; Каледа Глеб, свящ. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1997; Кураев Андрей, диак. Туринская Плащаница, 1997. Аудиозапись; Синельников Вячеслав, диак. Тайны Библии. Пелены лежащие. М., 1996.
72
Попытка датировать Плащаницу ХIII–XIV веками опровергается хотя бы тем фактом, что имеются четко идентифицированные с помощью компьютера копии именно этой Плащаницы, относящиеся к XII веку.
73
В тексте стоит, εµαστιγωσεν – буквально «бить плетьми».
74
Кровь очень редкой группы – А+. Человек с такой группой крови является абсолютным донором: его кровь сочетается с кровью всех остальных групп.
75
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф. 27, 45). Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит 12 часов, 6-й час соответствует полудню, а 9-й – 3 часам дня. Таким образом, тьма наступила около полудня.