Размер шрифта
-
+

Выжигание по дереву - стр. 3

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

Глава 1

История выжигания

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

Страница 3