Размер шрифта
-
+

Выход есть. Как относиться к гомосексуальности и чем помочь близким - стр. 42

. Они справедливо указывали на то, что в более древние времена эти отношения были в Риме неизвестны. Традиционному римскому укладу они представлялись чем-то совершенно чуждым, иноземным, и поэтому безоговорочно осуждались. Однако во времена Горация (1 век до н. э.) они все же получили определенное распространение.

Цицерон писал: «Мне кажется, что обыкновение это – любить мальчиков – происходит из греческих гимназий, где к подобным любовным делам относятся снисходительно и терпимо»[56].

Ученые спорят об истоках практики мужского гомосексуализма в классической Греции: развивалась ли она как последствие древних ритуалов инициации[57] или из-за обычая полностью изолировать мужчин от «приличных» женщин, которые были заперты и недоступны в своих gynesium – предназначенных для них жилых половинах. Мальчики, проходившие подготовку к активному участию в политической и социальной жизни города, получали образование в гимназиях, куда девочки не допускались.

Женская гомосексуальность была фактически неизвестна. Единственная информация, которой мы располагаем, касается 7–6 веков до н. э., периода, когда в Греции жила Сафо. Позже лесбийская любовь не упоминалась, поскольку считалась в обществе неприемлемой. С другой стороны, мужской гомосексуализм в форме эфебической любви был распространен и всячески восхвалялся, особенно в классических Афинах.

В основе этого греческого подхода, восходящего, возможно, к более раннему периоду, лежала идея о том, что гетеросексуальные отношения способны породить физическую жизнь в то время, как только отношения между зрелым мужчиной и подростком могут подготовить юношу к социальной и политической жизни. Однако подобные отношения были социально и легально приемлемы только для подростка, не переступившего границ юношеского возраста. Позже он был обязан занять другую позицию – позицию мужа в гетеросексуальных отношениях, и erastes – любовника и наставника юного возлюбленного с тем, чтобы вовлечь его в жизнь города-государства.

Такой любви искали также для интеллектуального общения с юношами, поскольку с женщинами это было невозможным: они считались неспособными к нему из-за отсутствия образования. Поэтому средний грек был склонен влюбляться скорее в юношей; когда обсуждалась красота, речь обычно шла о красоте мальчиков, а не женщин. Многие греческие мыслители ставили любовь к мальчикам выше любви гетеросексуальной, происходящей от естественного инстинкта размножения, что делало ее неполноценной по сравнению с гомосексуальной любовью, единственная цель которой – эстетическое наслаждение и общение. Существовало широко распространенное убеждение, что истинная любовь к женщине невозможна; брак считался необходимостью и поэтому охранялся законом, но не рассматривался как плод любви; более того, вовсе с ней не ассоциировался.

Страница 42