Размер шрифта
-
+

Введение в юридическую профессию. Твоя профессия – юрист - стр. 20

Гражданское состояние, следовательно, устанавливается естественным путем, но – в результате общественного договора. Понятие государства в учении Спинозы тождественно понятию общества, так что его учение о возникновении государства по сути дела объединяет два различных подхода: 1) аристотелевскую концепцию естественного происхождения государства и 2) теорию общественного договора.

Развивая идеи естественного права, Спиноза одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод, необходимости мирного сосуществования. Ограничивая полномочия государства «естественным правом» граждан на свободу волеизъявления, он утверждал, что поведение правителей, вызывающее возмущение и презрение подданных, только подрывает могущество государства, а следовательно, и его права. Сила и право государства состоит не в возможности творить произвол и насилие, а в осуществлении только тех действий, которые здравый разум считает полезными для всех людей.

Спиноза выделяет три формы государства – монархию, аристократию и демократию. Он решительно осуждал абсолютную монархию, сравнивая ее с пустыней, где царят рабство, варварство и безлюдие. Наилучшей формой политической организации общества Спиноза считал демократию, которая в наибольшей степени способна обеспечить общее благо, господство разума и свободы, дарованной человеку природой. Однако, какой бы ни была форма правления, высшая власть в обществе, по мнению Спинозы, должна быть предоставлена собранию граждан, ибо воля собрания определяется разумом, а не страстями. Коллективное обсуждение государственных дел гасит противоречивые страсти отдельных личностей и способствует принятию решений, направленных на обеспечение общего блага.

Взгляды Спинозы, особенно отказ от религиозных догм, означавший формирование новой самостоятельной светской науки о морали – этики, оказали существенное влияние на развитие радикальной буржуазной идеологии.

Монтескье Шарль-Луи, граф (1689–1755) – выдающийся французский политический мыслитель, один из основателей теории разделения властей. Главное сочинение Монтескье – «Дух законов» (1748) – представляет собой одну из первых попыток естественно-научной трактовки общественных явлений. Определив понятие закона как «необходимого отношения, вытекающего из природы вещей», Монтескье отождествил законы природы и законы юридические, оговорившись, что первые гораздо совершеннее вторых. По мысли Монтескье, законы, господствующие в общественной жизни, не являются результатом произвола законодателя, они предопределяются климатом и почвой страны и ее протяженностью, численностью, родом занятий, богатством и нравами ее жителей.

Страница 20