Размер шрифта
-
+

Введение в юридическую профессию. Твоя профессия – юрист - стр. 16

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, теоретик политического абсолютизма, выступавший за неограниченную власть государства. Он родился 5 апреля 1588 г. в г. Мальмсбери в Англии. Окончил один из колледжей Оксфордского университета в 1608 г. и получил степень бакалавра искусств. Служил гувернером в аристократическом семействе У. Кавендиша. Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием английской буржуазной революции XVII в. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции. В 1651 г. вернулся в Англию. Пытался идеологически обосновать политику Кромвеля. Большое влияние на Гоббса оказали беседы с Бэконом и сочинения Галилея, Гассенди, Декарта. Гоббс считается одним из основоположников социологии, творцом «политической науки». Непримиримый критик церковных установлений, враг религиозного фанатизма. Понятие «гоббизм» стало в XVII в. синонимом неприятия официальной религии и церкви.

Политико-юридическая доктрина Т. Гоббса содержится в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), «Элементы закона» (1640 г.), «О человеке» (1658 г.), «О гражданине» (1642 г.). Правовые взгляды Гоббса сформировались в ходе критического осмысления естественно-правовых учений (Аристотеля, Гуго Гроция и др.). Возникновение общества и законодательства Гоббс рассматривает с естественно-правовых позиций. Вначале было естественное сознание с естественными правами и законами, а затем возникло государство и позитивное право. Основные причины естественного права – в природе самого человека. Изначально все люди созданы равными и каждый имеет «право на все». Но человек – существо эгоистическое, полон страха и жадности, отсюда вывод – «человек – человеку волк». В обществе идет «война всех против всех». Иметь «право на все» в таких условиях, значит не иметь никакого права ни на что. Такое положение Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого». Гоббсу казалось, что он выявил форму социального бытия для всех времен и народов.

Это был антиисторический взгляд. Кроме того, существуют и естественные законы, которые направлены на преодоление «естественного состояния». Первый, главный из них: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй: отказ каждого от своих прав, если этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В третьем законе находятся источники справедливости.

Гоббс никогда не ставил знак равенства между правом и законом. По его мнению, закон (lex) и право (jus) различаются между собой так же, как обязательство и свобода. Естественные законы не могут заставить человека им следовать. Нужна сила, которая заставит человека это сделать. И эта сила – абсолютная власть, которая издает гражданские законы. Естественные законы опираются на разум, гражданские – на силу. Но по содержанию они одинаковы. Гражданские законы – это те же естественные законы, но только подкрепленные силой государства. Их нельзя отменять или изменять простыми решениями законодателей. Гоббс целенаправленно ставил гражданские законы в зависимость от естественных, чтобы деятельность государства направлялась на развитие новых буржуазных отношений.

Страница 16